Реальный круг источников уголовного права России
Аннотация
В статье исследуется вопрос о круге источников уголовного права России. Критически оцениваются позиции ученых, относящих к указанным источникам Конституцию РФ, международные договоры РФ, нормативные акты иной отраслевой принадлежности, постановления Пленума Верховного Суда РФ. По мнению автора, на сегодняшний день реальный спектр нормативных актов, содержащих уголовно-правовые предписания, представлен следующими документами: УК РФ; решения Конституционного Суда РФ; УИК РФ и УПК РФ; постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ об амнистии; подзаконные нормативные акты РФ, в которых для целей УК РФ раскрываются признаки преступлений; Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 01/2024 |
Страницы | 27-30 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2024-1-27-30 |
Слово «реальный» в наименовании настоящей статьи указано в противовес законодательному (формальному) подходу к кругу источников уголовного права России, зафиксированному в ч. 1 ст. 1 УК РФ, — последний, по букве закона, этот круг исчерпывает. В действительности реальный спектр источников одним лишь УК РФ не ограничивается. Сразу же оговоримся, что под источниками уголовного права России мы понимаем нормативно-правовые акты РФ, содержащие уголовно-правовые предписания или их части. Несмотря на широкую поддержку в доктрине позиции законодателя об УК РФ как единственном источнике отечественного уголовного права, ряд ученых после принятия УК РФ сразу же заявили о множественности источников.
Одним из первых не согласился с общепринятым подходом В.П. Коняхин: «Утрачивает аксиоматичность, — писал он, — вывод большинства ученых-юристов о том, что уголовный закон является единственным источником уголовно-правовых норм». В последующем господствовать стал именно этот подход, и в первой докторской диссертации об уголовно-правовых источниках уже прямо подчеркивалось, что «со временем все большее число ученых и практиков признали полиисточниковый характер российского уголовного права».