О роли нравственности в современном цивилистическом процессе (аксиологический подход)
Аннотация
На основе анализа нормативного и научного материала, судебной практики Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, юридической аксиологии рассмотрена правовая категория «добросовестность» как элемент нравственности цивилистического процесса, дано авторское понимание ее роли в судебном правоприменительном процессе, сформирована модель развития идеи добросовестности как надзаконного права, где добросовестность является одним из элементов публичного правопорядка Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 01/2024 |
Страницы | 28-33 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2024-1-28-33 |
Перемены мирового масштаба вызывают в правовой науке потребность в критическом анализе накопленного теоретико-методологического потенциала, сложившихся представлений об историческом этапе развития человечества, государства, общества, личности и последующей реконструкции мировоззренческих оснований правопонимания в целях поиска способов решения текущих задач и путей перспективного развития. Обязательным условием результативности, продуктивности правовой науки является процесс научной обработки информации о мире. Инструментарием научной обработки выступает методология правопонимания. В постсоветский период, период формирования российского капитализма правовая наука, отказавшись от исторического и диалектического материализма (материалистического понимания социального развития и причинно-следственного объяснения права), взяла на вооружение юридический натурализм, основанный на идеях естественного права как совокупности правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека и не зависимых от государства и конкретных социальных условий. На благодатной почве натурализма школы естественного права выросли такие проявления капитализма, как индивидуализм, предпринимательство, потребительство, построение общества всеобщего благоденствия, идеи саморазвития общества. По мере становления капиталистических отношений видоизменился подход в правопонимании — натурализм заменила концепция естественного права с меняющимся содержанием, основанная на стремлении права к идеалу путем реформ законодательства, правового регулирования. Юриспруденция стала тяготеть к юридической аксиологии, теории ценностей, основанной на выделении двух уровней в праве должного и сущего, развитии идеи права как надзаконного права, сущность которого заключается в справедливости.