Дата публикации: 17.01.2024

Кибератаки: иммерсионная образовательная среда и ее формирование

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования иммерсионной образовательной среды с использованием управляемого имитатора компьютерных атак, использование управляемого имитатора компьютерных атак в качестве метода обучения студентов дисциплинам, связанным с информационной безопасностью. Данный инструмент позволяет имитировать различные виды атак на информационную систему и проводить тренировки для повышения навыков по ее защите. Иммерсионная образовательная среда в области информационной безопасности позволяет реализовать принцип интерактивного обучения с нелинейным сценарием обучения и вовлеченности в процесс педагога и обучающегося с использованием информационных технологий. Использование управляемых имитаторов позволяет обеспечить проверку устойчивости компьютерных вычислительных сетей и других систем к продвинутым кибератакам и разработать эффективные методы борьбы с ними. Для организации такой иммерсионной образовательной среды целесообразно привлекать производителей программного обеспечения на принципах стратегического партнерства.




Современная информационная среда требует от всех ее участников не только умения пользоваться компьютерами и сетями, но и знания основ информационной безопасности. К сожалению, далеко не все пользователи понимают важность защиты своих данных и часто не обладают достаточными знаниями, чтобы защитить свои устройства от различных угроз. Поэтому важно, чтобы специалисты в области информационной безопасности имели навыки работы с реальными уязвимостями и могли оперативно реагировать на возникающие угрозы.

Одним из инструментов, позволяющих получить практический опыт в работе с реальными уязвимостями вживую, погрузиться в информационные процессы, является управляемый имитатор компьютерных атак. Данный инструмент дает возможность имитировать различные виды атак на информационную систему и проводить тренировки для повышения навыков по ее защите.

Иммерсионная образовательная среда — это новая форма обучения, вовлекающая обучающегося в образовательный процесс, имитирующий реальные ситуационные условия, организованный так, что обучающийся является важным элементом динамического нелинейного образовательного процесса.

Список литературы

1. Блохин Б.М. Иммерсивные симуляционные технологии обучения практикующих врачей навыкам сердечно-легочной реанимации детям / Б.М. Блохин, И.В. Гаврютина, В.Ю. Стешин [и др.] // Вестник терапевта. 2018. № 7 (31). С. 4–11.
2. Волков С.Д. Обзор подходов к построению систем обнаружения компьютерных атак для информационно-телекоммуникационных систем, функционирующих на основе технологии облачных вычислений / С.Д. Волков // CollegiumLinguisticum – 2017 : материалы ежегодной конфер
3. Волков С.Д. Один из подходов к обеспечению защиты от компьютерных атак при реализации информационной функции государства на внутреннем уровне / С.Д. Волков, А.В. Царегородцев // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университ
4. Жердева Л.А. Навигация наземного робота с использованием глубокого обучения с подкреплением в иммерсивной среде / Л.А. Жердева, А. Жердев, Е.Ю. Минаев // Информационные технологии и нанотехнологии (ИТНТ-2021) : материалы VII Международной конференции и мо
5. Карелина М.В. Методические аспекты применения тренажеров с иммерсивной технологией при обучении в университете транспорта / М.В. Карелина, С.П. Вакуленко, П.А. Егоров, О.В. Мерецков // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 6 (81). С. 64–80.
6. Кирюхина Н.В. Иммерсивные технологии в обучении физике / Н.В. Кирюхина, Н.А. Плеханова // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79–2. С. 133–136.
7. Климов С.М. Методы и модели противодействия компьютерным атакам / С.М. Климов. Люберцы : Каталит, 2008. 316 с.
8. Курушкин М.В. Айтрекинг в иммерсивной виртуальной реальности: персонализация образовательных траекторий в химическом образовании / М.В. Курушкин // НИР: грант № 20-78-10135. Российский научный фонд. 2020.
9. Прибылова Н.Г. Иммерсионное обучение иностранному языку в зарубежных странах / Н.Г. Прибылова // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 2 (34). С. 95–100.
10. Степашкин М.В. Моделирование атак для активного анализа уязвимостей компьютерных сетей / М.В. Степашкин, И.В. Котенко, В.С. Богданов // Имитационное моделирование. Теория и практика : материалы Второй всероссийской научно-практической конференции по имита
11. Хороших П.П. Иммерсивные образовательные среды: психофизиологический аспект / П.П. Хороших, А.А. Сергиевич, Т.А. Баталова // Психология и психотехника. 2021. № 1. С. 78–88. DOI: 10.7256/2454-0722.2021.1.34819
12. Юсупов А.А. Исследование человеческого фактора в обучении пожарных с погружением в виртуальную реальность / Юсупов А.А. // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : материалы XXIX Международной научно-практической конференции (г. Пен

Остальные статьи