Дата публикации: 18.01.2024

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в институте административно-судебной юрисдикции

Аннотация

Право на оспаривание нормативных правовых актов является одним из элементов конституционного права на судебную защиту и характеризуется как деятельность уполномоченных органов по проверке соответствия нормативного правового акта положениям, имеющим большую юридическую силу. Данное производство регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В статье рассматриваются основные положения данного производства, содержащиеся в Кодексе административного судопроизводства РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ, и проблемы нормативно-правового регулирования, такие как наличие обязательного юридического представительства и отсутствие возможности бесплатного обращения за юридической помощью по данной категории дел, а также формулировка оснований для отказа в принятии административного искового заявления в ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ «иным способом затрагивает права, свободы и законные интересы», противоречащая ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, которые можно решить внесением изменений в законодательные акты.




Институт нормоконтроля можно характеризовать как деятельность уполномоченных органов по проверке соответствия нормативного правового акта положениям, имеющим большую юридическую силу, а также проверкие ненормативных правовых актов, правовых процедур и действий. В данной статье будет подробно рассмотрено производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, а также актов, обладающих нормативными свойствами.

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в институте административно-судебной юрисдикции регулируется главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), главой 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ). Признаками нормативного правового акта являются его издание в установленном порядке, наличие в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц для неоднократного применения, воздействующих на общественные отношения. К компетенции Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, Суда по интеллектуальным правам отнесено оспаривание подзаконных нормативных правовых актов по основаниям их противоречия федеральным законам. Дела о проверке соответствия нормативного правового акта Конституции РФ рассматривают конституционные суды. Если конституционный суд в субъекте РФ отсутствует, то такие дела рассматривают суды общей юрисдикции.

Список литературы

1. Канунникова Н.Г. К вопросу об институте представительства в суде по административным делам / Н.Г. Канунникова // Административное право и процесс. 2020. № 4. С. 58–60.
2. Никитин С.В. Проблемы правового регулирования судебного нормоконтроля в административном судопроизводстве / С.В. Никитин // Судья. 2018. № 11. С. 12–17.
3. Тарибо Е.В. Надлежащий порядок принятия нормативных правовых актов как критерий их проверки в конституционном и административном судопроизводстве / Е.В. Тарибо // Судья. 2018. № 12. С. 28–31.
4. Тарибо Е.В. Проверка нормативных правовых актов по порядку принятия в рамках административного и конституционного судопроизводства: совпадения и расхождения в подходах / Е.В. Тарибо // Административное право и процесс. 2018. № 9. С. 22–29.
5. Толчеев Н.К. Судебное оспаривание актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами / Н.К. Толчеев // Судья. 2018. № 1. С. 38–42.

Остальные статьи