Дата публикации: 18.01.2024

Субъекты публичной администрации, уполномоченные в области обеспечения национальной безопасности России

Аннотация

Статья посвящена составу субъектов публичной администрации, которые наделены полномочиями по обеспечению национальной безопасности. Автором проанализированы административно-правовая доктрина, действующее законодательство и судебная практика, на основании чего определено понятие публичной администрации и представлен перечень субъектов, уполномоченных в сфере обеспечения национальной безопасности России.




Национальная безопасность, обеспечение которой выступает важной задачей и интересом множества публичных и частных субъектов, является и особой сферой полномочий публичной администрации. Понятие публичной администрации, будучи ключевой категорией административно-правовой науки, представляет особый интерес через преломление интересов обеспечения национальной безопасности. Публичное администрирование в области национальной безопасности сводится не только к воинскому учету и управлению в этой сфере, но и к комплексу разнонаправленных мер всей вертикали публичной власти, а также иных субъектов, не относящихся к исполнительным органам государственной власти.

Положения действующей Стратегии национальной безопасности России, которая была утверждена 2 июля 2021 г. Указом Президента РФ № 400 (далее — Стратегия), изобилуют задачами концентрации ресурсов и усилий всех органов публичной власти, организаций и представителей гражданского общества. В соответствии с п. 103 Стратегии она реализуется путем реализации планов посредством осуществления под руководством Президента РФ согласованной деятельности органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества за счет комплексного применения политических, социально-экономических, правовых, организационных, информационных, военных, специальных и прочих мер. В числе стратегических национальных приоритетов названа необходимость развития взаимодействия органов публичной власти, представителей гражданского общества и организаций. Понятия обеспечения национальной безопасности и системы ее обеспечения также определены через конструкцию применения органами публичной власти во взаимодействии с организациями и гражданским обществом (его институтами) комплекса мер противодействия ее угрозам.

Список литературы

1. Административное право. Практикум : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / под редакцией А.И. Стахова. Москва : Юрайт, 2019. 439 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник для студентов высших учебных заведений / Д.Н. Бахрах. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Эксмо, 2011. 624 с.
3. Денисенко В.В. Публичное администрирование как правовая категория / В.В. Денисенко // Вестник Краснодарского института МВД России. Право. 2016. № 3 (33). С. 128–131.
4. Зеленцов А.Б. Концепция публичной администрации в современном административном праве (сравнительно-правовое исследование) / А.Б. Зеленцов, О.А. Ястребов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. Т. 10. № 4. С. 626–654.
5. Золотарева А.Б. Проблемы определения границ и организации системы государственного и муниципального финансового контроля / А.Б. Золотарева // Современное право. 2008. № 12. С. 73–79.
6. Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / И.Б. Кардашова // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 30–32.
7. Назарова Е.А. Права военнослужащих как объект правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / Е.А. Назарова // Военно-юридический журнал. 2009. № 1. С. 15–18.
8. Окулич И.П. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты Российской Федерации / И.П. Окулич, Д.Н. Усатов // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. С. 33–35.

Остальные статьи