Федеральный государственный пожарный надзор: проблемы привлечения к административной ответственности физических лиц в связи с изменением законодательства
Аннотация
Статья посвящена проблемам, связанными с привлечением к административной ответственности физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства), не относящихся к категории контролируемых лиц, за нарушение требований пожарной безопасности. Осуществлен анализ законодательных актов, являющихся основой для возможного административного воздействия со стороны органов государственного пожарного надзора, включая формулировку нормы ч. 31 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает возможность привлечения к административной ответственности только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом. Итогом проведенного системного разбора нормативных правовых актов стал вывод, что указанная норма не касается физических лиц, которые по законодательству не являются контролируемыми лицами. В целях однозначного понимания нормы ч. 31 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимости выполнения органами государственного контроля (надзора) своих полномочий, включая государственный пожарный надзор, авторами сформулированы предложения по внесению изменений в указанный кодекс и Федеральный закон «О пожарной безопасности».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 01/2024 |
Страницы | 17-21 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-1-17-21 |
В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; при этом земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной форме собственности (ст. 9). Одновременно указанный главный правовой акт государства вводит правило, по которому «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ч. 2 ст. 36), а также устанавливает обязанность, в соответствии с которой «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).
Для соблюдения указанных выше конституционных норм в части сохранения природных ресурсов и в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, т.е. для обеспечения состояния защищенности личности и имущества, общества и государства от пожаров, был принят Федеральный закон «О пожарной безопасности», предусматривающий в виде одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности осуществление федерального государственного пожарного надзора, предметом которого является в том числе соблюдение гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на территориях, земельных участках, которыми граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности (ст. 3 и 6). Данным законом предусмотрено наличие федеральной противопожарной службы, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (ст. 5), которым в настоящее время является МЧС России.