Потенциал использования судебной неустойки (астрента) в обеспечении исполнения обязанности по представлению истребуемых доказательств в цивилистическом процессе
Аннотация
Представление доказательств в цивилистическом процессе является субъективным правом лиц, участвующих в деле, однако суд наделен правом (в гражданском процессе — должен быть наделен правом) истребовать доказательства под угрозой применения штрафных санкций. Субъектами штрафной ответственности выступают как лица, участвующие в деле, так и другие субъекты, владеющие истребуемыми доказательствами. Однако судебный штраф как мера ответственности за непредставление доказательств не всегда эффективен, что порождает редкое применение данной меры в судебной практике. Запросы об истребовании доказательств часто не исполняются лицами, которым они адресованы. Автор предлагает в качестве меры ответственности за непредставление доказательств установить судебную неустойку (астрент), которая в настоящий момент установлена для случаев неисполнения только итогового судебного акта. Доказывается, что все более возрастающая по мере неисполнения процессуальной обязанности неустойка послужит более действенным стимулом для представления доказательств. Предлагаемая мера выполняет три функции: при ее установлении на случай возможного непредставления истребуемых доказательств — превентивную функцию; при ее применении за факт непредставления доказательств — функцию меры ответственности и обеспечительную функцию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 01/2024 |
Страницы | 32-35 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-1-32-35 |
Как известно, представление доказательств отнесено к числу прав лиц, участвующих в деле. Данным субъектам процессуальных отношений предоставлено право собирать и представлять доказательства, руководствуясь исключительно своей заинтересованностью в исходе дела. Из числа имеющихся у лиц субъективных прав в сфере доказывания можно назвать также право заявлять ходатайства об истребовании доказательств от других субъектов при условии, что лица докажут невозможность самостоятельного получения доказательств (ч. 1–2 ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), ч. 4 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ)).
В литературе неоднократно обращалось внимание на то, что истребование доказательств под угрозой наложения судебного штрафа в гражданском процессе возможно по отношению к виновным должностным лицам и гражданам, не являющимся лицами, участвующими в деле (ч. 3 ст. 57 ГПК РФ), в арбитражном процессе — по отношению ко всем субъектам, в том числе к лицам, участвующим в деле. Автор считает такую дифференциацию неоправданной, и полагает, что более правильно унифицировать возможность истребования доказательств и наложения штрафа по модели арбитражного процесса.