О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
Аннотация
В статье анализируются новеллы законодательства по вопросам размещения линейных объектов в контексте их связи с землей (земельными участками). Дается оценка правила об упрощении порядка установления публичных сервитутов для субъектов естественных монополий или на основании ходатайства оператора связи и отмечается, что требуется межотраслевой анализ введенных норм. Анализируется понятие «линейный объект» для целей земельно-правового регулирования и отмечается, что в составе линейных объектов обычно есть элементы, требующие пространственного расположения («площадные объекты»), что вызывает изменения правового режима. Сделан вывод, что при использовании горизонтально направленного бурения и иных современных технологий отсутствует сама необходимость установления того или иного сервитута.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 06/2023 |
Страницы | 21-27 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2023-6-21-27 |
В августе 2023 г. были внесены многочисленные изменения в законодательное регулирование, в том числе в Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ). Они вносились не одним актом, затрагивают самые разнообразные аспекты и других правоотношений, что вызвало необходимость коррекции взаимосвязанных правил в связанных нормах. В контексте темы наибольший интерес представляет Федеральный закон № 430-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 430) в части правил о порядке размещения объектов, традиционно именуемых «линейными».
Указанные поправки в ряд законов нередко даже именуют «линейной амнистией» в том смысле, что значительная часть протяженных объектов, в частности, для распределения газа, оказалась не отражена в реестрах, не учтена надлежащим образом, т.е. юридически не оформлена. Так, по данным комитетов Государственной Думы, имеется более 700 тыс. км подобных сооружений. В результате возникают споры, оказываются нарушены или могут быть ущемлены права тех лиц, которые на легитимном основании владеют и (или) пользуются соответствующими земельными участками, а равно и третьих лиц6. Необходимость специальных мер, направленных на защиту прав этих лиц, важна и потому, что отсутствует институт экспертизы при установлении публичных сервитутов.