Дата публикации: 25.12.2023

Общая характеристика экологического законодательства в контексте цифровизации государственного экологического управления

Аннотация

В статье рассматривается состояние и анализируются тенденции развития экологического законодательства Российской Федерации в условиях цифровизации государственного управления. Затронуты вопросы разграничения полномочий, отраслевого, федерального и регионального регулирования.




Конституцией Российской Федерации «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития» (п. «е» ст. 71), «информационные технологии» (п. «и» ст. 71), «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных» (п. «м» ст. 71) отнесены к ведению Российской Федерации. Полномочия Правительства РФ (ст. 114) дополнены п. «в.1», согласно которому оно «обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала». Эти положения были включены в Основной закон в 2020 г. вместе с иными поправками, сделанными в целях совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти.

По мнению Т.Н. Затулиной, внесение указанных изменений, обозначивших переходный путь формирования публичной власти, явилось следствием поиска оптимальной модели правового механизма регулирования государственного управления на современном этапе. Она пишет, что это установило иную точку отсчета конституционным положениям, с учетом цифровых трансформационных процессов, до этого не вводимых в государстве в предмет исключительного ведения. Автор указывает, что «развитие новой доктрины публичной власти в условиях поиска сбалансированного взаимодействия с информационными цифровыми постулатами, лежащими в основе стратегических планов среднесрочного характера и на перспективу, формирует новый переходный формат юридических средств консолидации государственного управления по пути от электронного к цифровому».

Список литературы

1. Амашукели С.А. Развитие цифровизации в сфере использования и охраны водных объектов / С.А. Амашукели // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 3. С. 177–187.
2. Бабурин С.Н. Конституционная реформа 2020 года в Российской Федерации как путь укрепления нации / С.Н. Бабурин // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 1. С. 3–6.
3. Жаворонкова Н.Г. Правовые аспекты цифровизации лесной отрасли / Н.Г. Жаворонкова, Ю.Г. Шпаковский // Право и цифровая экономика. 2021. № 4. С. 77–83.
4. Затулина Т.Н. Государственное управление: современный вектор развития и реализация в цифровой парадигме публичной власти / Т.Н. Затулина // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 12. С. 8–10.
5. Лазарев В.В. Право и закон в программируемом обществе. К 100-летию Даниэла Белла // Лазарев В.В. Избранное последнего десятилетия / В.В. Лазарев. Москва : ИЗиСП при Правительстве Российской Федерации ; Норма, 2020. С. 729–734.
6. Липень С.В. Аспекты виртуализации политической жизни и виртуальное государство в современных юридических исследованиях / С.В. Липень // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 1. С. 31–40.
7. Реут Д.А. Информационное общество и право на власть / Д.А. Реут // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. № 2 (12). С. 18–27.
8. Терещенко Л.К. Трансформация понятийного аппарата информационного права в условиях цифровизации / Л.К. Терещенко // Журнал российского права. 2022. № 12. С. 98–110.
9. Харьков В.Н. Актуальные вопросы развития экологического законодательства в контексте реализации научно-технической политики Российской Федерации / В.Н. Харьков // Экологическое право. 2021. № 4. С. 8–12.
10. Юн Л.В. Актуальные вопросы взаимодействия цифровизации и экологического правосознания в XXI веке / Л.В. Юн // Юрист. 2023. № 7. С. 38–42.

Остальные статьи