Методы и формы административно-правового регулирования выбросов парниковых газов
Аннотация
В статье рассматриваются особенности административно-правового регулирования выбросов парниковых газов в России, исследуются правовые формы, заложенные в базовом законе «Об ограничении выбросов парниковых газов» и законе «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации», их взаимосвязь с законодательством об охране окружающей среды и повышении энергоэффективности экономики. Делается вывод о необеспеченности императивными нормами юридической ответственности одного из применяемых методов регулирования — программно-целевого метода, о необходимости интеграции норм по ограничению выбросов парниковых газов с законодательством об охране атмосферного воздуха и об энергосбережении. Аргументируется необходимость наделения полномочиями по углеродному регулированию субъектов Российской Федерации. Обосновывается предложение о разработке федерального проекта «Климат».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 06/2023 |
Страницы | 6-9 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2023-6-6-9 |
Принятые в 2021–2022 гг. Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее — Закон № 296-ФЗ) и Федеральный закон «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» (далее — Закон № 34-ФЗ) установили рамки новых административно-правовых отношений, а также определили связанные с ними формы и методы правового регулирования.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона № 296-ФЗ «законодательство Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации». Объективно закон является базовым, и его задача — определить соотношение подзаконных правовых актов, принимаемых субъектами правового регулирования различного уровня, их взаимосвязь и используемый правовой инструментарий.