Дата публикации: 25.12.2023

Методы и формы административно-правового регулирования выбросов парниковых газов

Аннотация

В статье рассматриваются особенности административно-правового регулирования выбросов парниковых газов в России, исследуются правовые формы, заложенные в базовом законе «Об ограничении выбросов парниковых газов» и законе «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации», их взаимосвязь с законодательством об охране окружающей среды и повышении энергоэффективности экономики. Делается вывод о необеспеченности императивными нормами юридической ответственности одного из применяемых методов регулирования — программно-целевого метода, о необходимости интеграции норм по ограничению выбросов парниковых газов с законодательством об охране атмосферного воздуха и об энергосбережении. Аргументируется необходимость наделения полномочиями по углеродному регулированию субъектов Российской Федерации. Обосновывается предложение о разработке федерального проекта «Климат».




Принятые в 2021–2022 гг. Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее — Закон № 296-ФЗ) и Федеральный закон «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» (далее — Закон № 34-ФЗ) установили рамки новых административно-правовых отношений, а также определили связанные с ними формы и методы правового регулирования.

Согласно п. 3 ст. 1 Закона № 296-ФЗ «законодательство Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации». Объективно закон является базовым, и его задача — определить соотношение подзаконных правовых актов, принимаемых субъектами правового регулирования различного уровня, их взаимосвязь и используемый правовой инструментарий.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия : о Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. Москва : Статут, 1999. 709 с.
2. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации : учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. 2-е изд., испр. и доп. с учетом изм. в законодательстве РФ по состоянию на 15 авг. 1997 г. Москва : Зерцало, 1997. 671 с.
3. Башмаков И.А. Углеродная нейтральность в России: траектории до 2060 года / И.А. Башмаков, В. Башмаков, К. Борисов [и др.]. Москва : ЦЭНЭФ, 2022. 39 с.
4. Иоффе О.С. Вопросы теории права / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. Москва : Госюриздат, 1961. 381 с.
5. Максимец Н.В. Теоретические и методические основы программно-целевого управления / Н.В. Максимец, Г.Р. Шакирова // Российское предпринимательство. 2012. № 21. С. 32–36.
6. Матненко А.С. Правовое регулирование программно-целевого метода бюджетной деятельности : диссертация доктора юридических наук / А.С. Матненко. Омск, 2009. 362 с.
7. Мотрович И.Д. Формы и методы деятельности органов государственной власти в теории административного права / И.Д. Мотрович, Д.Н. Шевырев // Административное право и процесс. 2022. № 12. С. 19–22.
8. Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990–2021 / авторы-составители: А.А. Романовская, А.И. Нахутин, В.А. Гинзбург [и др.]. Москва : Росг
9. Садовская Т.Д. Национальные проекты: от управленческих решений до документа стратегического развития / Т.Д. Садовская // Финансовое право. 2022. № 8. С. 11–16.
10. Тихомиров Ю.А. Наука Административного права: преемственность и новые повороты / Ю.А. Тихомиров // Административное право и процесс. 2021. № 7. С. 11–15.
11. Шебанов А.Ф. Форма советского права / А.Ф. Шебанов. Москва : Юридическая литература, 1968. 212 с.

Остальные статьи