Дата публикации: 13.12.2023

Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в сети Интернет

Аннотация

В статье исследуется проблема неприменимости традиционных норм, регулирующих предвыборную агитацию, к сети Интернет (в силу технических особенностей последней), предложены соответствующие изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Отмечена проблема правотворчества ЦИК РФ, которая не наделена подобными функциями, но фактически реализует их. Предложены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по вопросу установления ограничения доступа к информационным ресурсам, порочащим честь и достоинство кандидатов, которые должны стать основой для правоприменительных актов ЦИК РФ.




Проблемы ограничения свободы слова в сети Интернет проявляются как в новых, так и в достаточно устоявшихся сферах. Имеется в виду то, как новый способ получения и распространения информации повлиял на другие сферы существования свободы слова. Так, избирательное законодательство вынуждено трансформироваться и регулировать вопросы, связанные с предвыборной агитацией в социальных сетях, личных блогах и других ресурсах. При этом возникают вопросы относительно возможности нормальной реализации требований законодательства России, которое зачастую оценивается в научной литературе или как недостаточное, или как отсутствующее вовсе.

Согласно ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разрешается распространение агитационных материалов в том числе в сети Интернет. При этом закреплено требование о том, чтобы все агитационные материалы изготавливались на территории РФ. 

Список литературы

1. Алмиева А.А. Акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: проблема обеспечения нормативности / А.А. Алмиева // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 2. С. 95–101.
2. Вакунов С.С. Агитация в Интернете: мировой опыт и перспективы законодательного регулирования / С.С. Вакунов // Избирательное право. 2011. № 4 (16). С. 10–15.
3. Носатов Ю.Н. К вопросу противодействия некорректным технологиям предвыборной агитации, осуществляемой с использованием современных информационно-коммуникационных средств / Ю.Н. Носатов // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. № 3. С. 99–104.
4. Первушова А.С. Использование новых технологий как платформа современного информационного обеспечения выборов: российский и зарубежный опыт / А.С. Первушова // Российская юстиция в XXI веке: реалии, проблемы, перспективы. 2019. № 3. С. 208–209.
5. Турищева Н.Ю. Агитация в сети Интернет: в поисках характеристик новой среды / Н.Ю. Турищева // Государство и право. 2020. № 9. С. 50–62.
6. Хвалев С.А. Предвыборная агитация в информационно-телекоммуникационной сети Интернет / С.А. Хвалев // Избирательное право. 2014. № 3 (27). С. 11–15.
7. Шапова А.А. Правовое регулирование предвыборной агитации в сети Интернет / А.А. Шапова, С.А. Куликова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16. № 4. С. 472–480.
8. Шемелин А.В. Роль интернет-ресурса в предвыборной агитации в России / А.В. Шемелин, Р.Д. Гаджиев // Информационное право. 2008. № 4. С. 31–33.
9. Шишкина О.Е. О некоторых теоретических и практических проблемах реализации свободы слова на выборах / О.Е. Шишкина // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 44–50.

Остальные статьи