Кто хранитель электоральных стандартов? Сравнительный анализ региональных методик оценки национальных выборов
Аннотация
Один из основополагающих демократических принципов — открытость и гласность избирательного процесса, закрепленный в целом ряде международных актов, в конце прошлого века дал старт развитию международного института наблюдения, который сегодня, не имея универсальных стандартов, базируется на региональных критериях организации международного мониторинга электоральных процедур суверенных государств. К сожалению, не все региональные организации используют в своей работе четкие и обоснованные критерии и правила международной оценки выборов, перечень и содержание которых сегодня только формируются. Однако уже сейчас в работе отдельно взятых международных организаций — ОБСЕ, СЕ, ЕС, прослеживается крен от объективности и обоснованности в сторону «политической целесообразности» и идеологической предвзятости, что требует принятия универсальных стандартов международного наблюдения за электоральными процессами и содействия возвращению международного института наблюдения с политического в правовое поле.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 04/2023 |
Страницы | 6-15 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2023-4-6-15 |
С принятием в 1990 г. Копенгагенского документа ОБСЕ приглашение международных наблюдателей на общенациональные выборы стало не только «хорошим тоном», но и прямой обязанностью государств, идущих по пути развития демократии. Однако, как оказалось спустя десятилетие, декларативные нормы, призванные обеспечивать укрепление демократии и верховенства права, в действительности стали использоваться «коллективным Западом» в своих геополитических интересах, обеспечивая благоприятное развитие только своих государств. В моду начали вводиться «переголосования» до победы прозападного кандидата (2004 г., третий тур президентских выборов на Украине), стимулирование социальных взрывов и «оранжевых» переворотов в случае победы неугодного Западу кандидата (Сербия 2000 г., Грузия 2003 г., Киргизия 2005 г., Узбекистан 2005 г., Россия 2011 г., Армения 2018 г., Беларусь 2020 г. — перечень удачных и несостоявшихся «революций» по всему миру, где участвовали внешние акторы, можно еще долго продолжать), введение недозволенных ООН санкций, если все-таки победу одержал независимый от Запада кандидат, публичные заявления прозападных политиков, не имеющих никакого отношения к электоральным процессам в суверенных государствах.