Дата публикации: 13.12.2023

Кто хранитель электоральных стандартов? Сравнительный анализ региональных методик оценки национальных выборов

Аннотация

Один из основополагающих демократических принципов — открытость и гласность избирательного процесса, закрепленный в целом ряде международных актов, в конце прошлого века дал старт развитию международного института наблюдения, который сегодня, не имея универсальных стандартов, базируется на региональных критериях организации международного мониторинга электоральных процедур суверенных государств. К сожалению, не все региональные организации используют в своей работе четкие и обоснованные критерии и правила международной оценки выборов, перечень и содержание которых сегодня только формируются. Однако уже сейчас в работе отдельно взятых международных организаций — ОБСЕ, СЕ, ЕС, прослеживается крен от объективности и обоснованности в сторону «политической целесообразности» и идеологической предвзятости, что требует принятия универсальных стандартов международного наблюдения за электоральными процессами и содействия возвращению международного института наблюдения с политического в правовое поле.




С принятием в 1990 г. Копенгагенского документа ОБСЕ приглашение международных наблюдателей на общенациональные выборы стало не только «хорошим тоном», но и прямой обязанностью государств, идущих по пути развития демократии. Однако, как оказалось спустя десятилетие, декларативные нормы, призванные обеспечивать укрепление демократии и верховенства права, в действительности стали использоваться «коллективным Западом» в своих геополитических интересах, обеспечивая благоприятное развитие только своих государств. В моду начали вводиться «переголосования» до победы прозападного кандидата (2004 г., третий тур президентских выборов на Украине), стимулирование социальных взрывов и «оранжевых» переворотов в случае победы неугодного Западу кандидата (Сербия 2000 г., Грузия 2003 г., Киргизия 2005 г., Узбекистан 2005 г., Россия 2011 г., Армения 2018 г., Беларусь 2020 г. — перечень удачных и несостоявшихся «революций» по всему миру, где участвовали внешние акторы, можно еще долго продолжать), введение недозволенных ООН санкций, если все-таки победу одержал независимый от Запада кандидат, публичные заявления прозападных политиков, не имеющих никакого отношения к электоральным процессам в суверенных государствах.

Список литературы

1. Борисов И.Б БДИПЧ ОБСЕ в действии. Наблюдение за наблюдателями / И.Б. Борисов, А.В. Игнатов. Москва : РОИИП, 2011. 120 с.
2. Борисов И.Б. БДИПЧ ОБСЕ в действии. 25 лет наблюдения за наблюдателями / И.Б. Борисов, А.В. Игнатов. Москва : Российский общественный институт избирательного права, 2017. 160 с.
3. Борисов И.Б. Электоральный суверенитет / И.Б. Борисов. Москва : РОИИП, 2010. 156 с.
4. Игнатов А.В. К вопросу об избирательных правах недееспособных граждан: анализ рекомендации миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ / А.В. Игнатов // Избирательное законодательство и практика. 2017. № 3. С. 11–16.
5. Borisov, I. OSCE/ODIHR in action. Observing the observers. / I. Borisov, A. Ignatov. Moscow : Russian Public Institute of Electoral Law, 2012. 128 р.

Остальные статьи