Становление и развитие избирательного законодательства в Российской Федерации
Аннотация
Процесс становления и развития законодательства о выборах постоянно находился в фокусе внимания современных исследователей в силу того, что только проведение регулярных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при соблюдении тайны голосования является основой демократического пути развития государства. Встав на этот путь, Российская Федерация должна обеспечить возможность свободного и действенного участия граждан в принятии политических решений. Настоящая статья посвящена изучению процесса становления и развития избирательного законодательства в Российской Федерации. Основное внимание автора сосредоточено на определении понятия «избирательный процесс», являющегося одним из базовых понятий избирательного законодательства, выявлении основ развития последнего в Российской Федерации, а также ведущих направлениях его трансформации на современном этапе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 04/2023 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2023-4-2-5 |
Любое государство, вставшее на демократический путь развития, должно обеспечить своим гражданам возможность избирать своих представителей в публичные органы власти. Всеобщие выборы являются наиболее демократичным инструментом для достижения этой цели, связанной с делегированием полномочий народа (населения избирательного округа) представительному органу или выборному должностному лицу. Выборы и их регулярное проведение позволяют реализовать конституционно закрепленные права граждан по участию в управлении государством и местном самоуправлении, а также способствуют формированию активной гражданской позиции нашего общества в целом.
Степень участия граждан в проведении выборов в Российской Федерации обеспечивает не только точность учета коллегиальной воли избирательного корпуса, но и совокупную вовлеченность избирателей в политические процессы и процедуры — от активного участия в выборах в качестве избирателя или пассивного в качестве кандидата до доверенного лица, уполномоченного представителя, наблюдателя, а также иных участников избирательного процесса. В результате различные способы политического участия граждан позволяют делать вывод об уровне реализации россиянами своих избирательных прав.