Доктрина как источник гражданского права
Аннотация
В рамках настоящей работы автором сделан вывод о допустимости признания доктрины в качестве источника права (пусть и второстепенного или производного). Аргументирована позиция о невозможности игнорирования очевидного вплетения научной деятельности в формирование текущего законодательства и правоприменительной практики. Указанный вывод подтверждается примерами судебных актов, в которых судьи при рассмотрении спора обращались к научным источникам; обращением к историческому наследию, допускавшему обращение к мнению видных ученых того времени, а также указанием на имеющееся регулирование в части создания специальных консультативных советов, чья деятельность сосредоточена на формировании судебной практики и подготовке ключевых заключений по части потенциального нормативного реформирования, в состав данных советов входят ключевые фигуры современного научного мира. Помимо этого, на конкретных примерах продемонстрирована ситуация имплементации некогда правовых мыслей в положения закона, например, касающиеся принципа добросовестности или допустимости возмещения морального (репутационного) вреда юридическими лицами. Сделан вывод о невозможности дальнейшего отрицания очевидного существенного влияния доктрины на гражданское право.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 12/2023 |
Страницы | 3-20 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2023-12-3-20 |
Анализ судебной практики последних лет позволяет выявить все больше примеров обращения судебных органов к доктрине с целью обоснования своей позиции по делу.
Так, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд при рассмотрении спора, связанного со взысканием задолженности по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, сослался на монографию М.И. Брагинского и В.В. Витрянского «Договоры о выполнении работ и оказании услуг»; этот же суд при рассмотрении допустимости последующего одобрения процессуальных действий, совершенных неуполномоченным представителем, сослался на работы Е.В. Васьковского и Е.А. Крашенинникова; Девятый арбитражный апелляционный суд при рассмотрении спора о взыскании неустойки за нарушение договорного обязательства также обратился к данным авторам, но другой части их труда «Договорное право. Общие положения»; Арбитражный суд Краснодарского края при рассмотрении вопроса о расторжении договора аренды земельного участка и взыскании с арендодателя убытков при обосновании своего решения обратился к зарубежной доктрине «vested rights» (или