Дата публикации: 13.12.2023

Организационно-правовая форма юридического лица — работодателя как критерий дифференциации условий досрочного пенсионного обеспечения работников

Аннотация

Статья посвящена вопросам дифференциации условий досрочного пенсионного обеспечения по старости (на примере лиц, занятых лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения). Обосновывается, что принадлежность организации-работодателя к категории учреждений не может служить объективным показателем наличия негативных факторов профессиональной деятельности медицинского персонала, которые бы обуславливали необходимость установления права на назначение страховой пенсии по старости досрочно. Дан критический анализ законодательства о страховых пенсиях и соответствующих актов Правительства РФ, а равно судебной практики разрешения споров относительно формирования специального стажа работы по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Сформулированы предложения de lege ferenda.




Досрочное назначение страховой пенсии по старости, будучи «наследием советского периода», традиционно ориентировано на отдельные категории застрахованных лиц и предполагает учет условий их труда, длительность соответствующей занятости, ряд прочих параметров. Такое льготирование пенсионного обеспечения призвано компенсировать вред здоровью, обусловленный влиянием на организм человека различного рода неблагоприятных производственных, климатических и иных факторов. А именно, компенсируется заработок, утрачиваемый лицом ввиду более раннего снижения трудоспособности (относительно достижения общего пенсионного возраста). В то же время показателем некоего уровня неблагоприятного воздействия, определяющего льготные условия пенсионирования, может выступать и организационно-правовая форма юридического лица — работодателя. Ярким примером обозначенной взаимосвязи служит п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400). Так, одноименная пенсия по старости для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, назначается независимо от возраста при условии их занятости в учреждениях здравоохранения (с применением ч. 1.1 ст. 30 и Приложения № 7 к Закону № 400). Требуемая величина специального стажа зависит от места деятельности: не менее 25 лет при работе в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет — при работе в том числе или исключительно в городах. До 2015 г. идентичная норма содержалась в подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173). Заметим, перечень учреждений, их наименований, наименований структурных подразделений, профессий и должностей, работа по которым дает право на досрочную страховую пенсию по старости, устанавливается Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Закона № 400). Речь идет о списках, сформированных по календарным периодам Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665. Если рассматривать списки, применяемые при оценке специального стажа на искомых видах работ с 2002 г. по настоящее время, то актуально Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. 

Список литературы

1. Габай П.Г. Досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников и специальная оценка условий труда / П.Г. Габай, Р.Ю. Карапетян // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 28–34.
2. Капустина О.В. Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Советского Союза (1956–1991 гг.) / О.В. Капустина // Социальное и пенсионное право. 2016. № 4. С. 49–54.

Остальные статьи