Идеи ограничения власти в Древней Руси и Московском государстве
Аннотация
В исследуемый период прослеживаются предпосылки оформления учредительной власти народа, а также усилия феодалов ограничить власть монарха. Несмотря на то что их стремления оказались неудачными, они оказали значительное влияние на правовую мысль того времени, выразившуюся в совершенствовании текстов ограничительных документов. Делается вывод, что вече не являлось выразителем воли жителей городов, фактически не ограничивало власть князя и не может рассматриваться в качестве основы будущих конституционных правоотношений. В статье анализируются первые требования, связанные с установлением прообразов конституционных правоотношений, направленные на ограничение власти монарха, соблюдение канона религии (естественного права того времени), признание неотъемлемости права собственности боярской аристократии, а также с запретом лишать жизни бояр без приговора. Анализ первых ограничительных записей, данных монархами в период Московского царства, проводится в сравнении с нормами Великой хартии вольностей, устанавливается их значение в развитии прообразов конституционных правоотношений в России.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 12/2023 |
Страницы | 59-63 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-12-59-63 |
Даже не касаясь вопросов междисциплинарной методологии, можно утверждать, что конституционные правоотношения не могут развиваться вне социокультурного контекста конкретного общества. Следует согласиться с более общим тезисом о том, что «право, являясь самостоятельной и относительно обособленной социальной системой, испытывает воздействие “внешней среды”, т.е. социума как системы более высокого порядка». В свою очередь, сложившиеся конституционные правоотношения предопределяют развитие государства. Причем конституционная реформа 2020 г. оценивается отдельными исследователями как прощание России с европейской конституционной традицией и движением в сторону конституционной идентичности. Конституционный Суд РФ, в свою очередь, опираясь на данную концепцию, отказывает в исполнении решений Европейского суда по правам человека. Само по себе движение к конституционной идентичности не является уникальным явлением и схоже с теорией славянофилов, культурным релятивизмом, исключительностью, оригинализмом, конституционным патриотизмом. А в свете ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию о единой и неразрывной тысячелетней истории России поиск истоков конституционной идентичности представляется возможным осуществлять с Древней Руси и Московского государства.