Нормоконтроль судов общей юрисдикции как средство исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации
Аннотация
В статье показана роль полномочий судов общей юрисдикции в сфере нормоконтроля как средства исполнения решений Конституционного Суда РФ. Данные полномочия обеспечивают дисквалификацию норм, воспроизводящих положения, признанные неконституционными, основанных на них или аналогичных им по содержанию. Тем самым суды общей юрисдикции осуществляют универсализацию правовых позиций Конституционного Суда РФ, трансляцию их ценностного содержания на иные нормы законодательства. Показаны основные проблемы, существующие в исследуемой области, отмечены возможные способы их разрешения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 12/2023 |
Страницы | 55-58 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-12-55-58 |
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 и 2 ст. 46) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, включая нормативные правовые акты, принятые ими, а также совершенные ими действия (или бездействие) могут быть обжалованы в суд. Для реализации этих конституционных положений суды различной юрисдикции наделены комплексом полномочий, в том числе связанных с нормоконтролем, т.е. рассмотрением дел о проверке нормативных правовых актов в связи с обращениями граждан, организаций, органов власти.
В России с учетом присущей ей федеративной формы государственного устройства и соответствующей сложной структуры законодательства едва ли возможно сосредоточение всех полномочий по осуществлению нормоконтроля в пределах компетенции одного судебного органа. Поэтому институциональная организация судебного нормоконтроля в условиях нашей страны представлена в виде децентрализованной модели.