Компетенционная легальность нормативного регулирования выборов в Российской Федерации: современное состояние и проблемы обеспечения
Аннотация
В статье исследовано современное состояние законодательства Российской Федерации о выборах в контексте требований его компетенционной легальности. Эти требования предполагают принятие закона или иного нормативного правового акта исключительно в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа, притом что сама компетенция должна быть установлена с достаточной степенью определенности. Российское законодательство о выборах достаточно часто подвергается изменениям, активно модернизируется, обогащается новыми механизмами осуществления избирательных прав (в том числе в рамках цифровизации избирательной системы). Вместе с тем до настоящего времени не получили удовлетворительного разрешения общие вопросы разграничения нормотворческих полномочий между органами публичной власти в области регулирования выборов. Отмечено появление новых рисков нарушения требований компетенционной легальности законодательства о выборах в связи с практикой экспериментального регулирования избирательных правоотношений. Предложены некоторые меры по упорядочению нормативной основы организации и проведения выборов в Российской Федерации, направленные на укрепление значения закона в этой сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 12/2023 |
Страницы | 42-49 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-12-42-49 |
Конституция Российской Федерации провозглашает свободные выборы одной из высших форм непосредственного выражения власти многонационального народа России в демократическом правовом государстве (ч. 1 ст. 1, ч. 1 и 3 ст. 3) и гарантирует гражданам права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32). Эти права определяют деятельность публичной власти, в том числе законодательной (ст. 18), что конкретизируется в положениях Конституции, которыми определены основы внутрифедерального разграничения полномочий и предметов ведения (ст. 71, 72, 73, 76, 77).
В силу приведенных конституционных положений выборы в Российской Федерации являются предметом правового, прежде всего — законодательного регулирования. При этом закон является ведущим, системообразующим, но не единственным регулятором избирательных отношений. Конституция в принципиальном плане не исключает возможности издания подзаконных нормативных правовых актов по вопросам регулирования выборов — при условии, однако, что такие акты издаются на основаниях и в пределах, определенных законами. Речь идет о нормативных правовых актах избирательных комиссий, органов местного самоуправления (включая уставы муниципальных образований), Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высших должностных лиц и законодательных органов субъектов Российской Федерации и др.