Трансформация признаков республиканской формы правления после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 г.
Аннотация
Статья посвящена исследованию поправок к Конституции РФ 2020 года в части признаков республиканской формы правления и механизма «сдержек и противовесов». В статье анализируются точки зрения ученых на вид республиканской формы правления (полупрезидентской, президентской и суперпрезидентской) в современной России с учетом поправок к Конституции РФ 2020 года.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 12/2023 |
Страницы | 27-29 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2023-12-27-29 |
В юридической науке, в том числе конституционно-правовой, высказываются разные точки зрения на форму правления в России. По мнению одних ученых, в России полупрезидентская (смешанная) республика как форма правления, другие полагают, что президентская, а третьи относят Россию к суперпрезидентским республикам. В теории государства выработаны основные признаки, которые характеризуют полупрезидентскую, президентскую и парламентскую республики. Прежде всего их различает основной признак — это формирование правительства и контроль за его деятельностью. Именно он положен в основу классификации республиканской формы правления на виды. В президентской республике формируется правительство и отправляет его в отставку президент (США, Бразилия, Аргентина), в парламентарной республике — парламент или его нижняя палата (Австрия, Греция, Чехия, ФРГ), а в полупрезидентской (смешанной) в формировании и (или) отставке правительства принимают участие и глава государства, и парламент (Франция, Финляндия, Россия). Вторым важным признаком, отличающим президентскую республику от полупрезидентской и парламентской, является отсутствие у главы государства в президентской республике полномочий по роспуску парламента (или его нижней палаты).
Из вышеуказанных признаков видно, что Россия по Конституции ближе к полупрезидентским республикам, поскольку в формировании Правительства РФ участвуют Государственная Дума и Совет Федерации (с 2020 г.); Государственная Дума может выражать недоверие Правительству (хотя за этим не следует его отставка), и Президент РФ вправе распускать Государственную Думу в определенных случаях, чего не может делать глава государства в президентской республике. Полупрезидентские (смешанные) республики могут существенно отличаться в зависимости от конституции каждого государства и быть ближе к президентской республике (например, Россия) или к парламентарной (например, Франция).