Дата публикации: 12.12.2023

Трансформация признаков республиканской формы правления после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 г.

Аннотация

Статья посвящена исследованию поправок к Конституции РФ 2020 года в части признаков республиканской формы правления и механизма «сдержек и противовесов». В статье анализируются точки зрения ученых на вид республиканской формы правления (полупрезидентской, президентской и суперпрезидентской) в современной России с учетом поправок к Конституции РФ 2020 года.




В юридической науке, в том числе конституционно-правовой, высказываются разные точки зрения на форму правления в России. По мнению одних ученых, в России полупрезидентская (смешанная) республика как форма правления, другие полагают, что президентская, а третьи относят Россию к суперпрезидентским республикам. В теории государства выработаны основные признаки, которые характеризуют полупрезидентскую, президентскую и парламентскую республики. Прежде всего их различает основной признак — это формирование правительства и контроль за его деятельностью. Именно он положен в основу классификации республиканской формы правления на виды. В президентской республике формируется правительство и отправляет его в отставку президент (США, Бразилия, Аргентина), в парламентарной республике — парламент или его нижняя палата (Австрия, Греция, Чехия, ФРГ), а в полупрезидентской (смешанной) в формировании и (или) отставке правительства принимают участие  и глава государства, и парламент (Франция, Финляндия, Россия). Вторым важным признаком, отличающим президентскую республику от полупрезидентской и парламентской, является отсутствие у главы государства в президентской республике полномочий по роспуску парламента (или его нижней палаты).

Из вышеуказанных признаков видно, что Россия по Конституции ближе к полупрезидентским республикам, поскольку в формировании Правительства РФ участвуют Государственная Дума и Совет Федерации (с 2020 г.); Государственная Дума может выражать недоверие Правительству (хотя за этим не следует его отставка), и Президент РФ вправе распускать Государственную Думу в определенных случаях, чего не может делать глава государства в президентской республике. Полупрезидентские (смешанные) республики могут существенно отличаться в зависимости от конституции каждого государства и быть ближе к президентской республике (например, Россия) или к парламентарной (например, Франция).

Список литературы

1. Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России / Н.А. Боброва // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3. С. 33–37.
2. Горбуль Ю.А. К вопросу о форме правления современной России в контексте конституционных поправок 2020 года / Ю.А. Горбуль // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 31–35.
3. Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: политико-правовой анализ : автореферат диссертации доктора юридических наук / О.И. Зазнаев. Казань, 2006. 40 с.
4. Кондрашев А.А. Доктринальное осмысление места главы государства в различных республиканских формах правления / А.А. Кондрашев // Российский юридический журнал. 2020. № 4. С. 9–20.
5. Осавелюк А.М. Особенности правового статуса главы государства при разных формах правления: миф и реальность / А.М. Осавелюк // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 7. С. 48–51.
6. Тарабан Н.А. Конституция Российской Федерации: двадцать лет в российской истории / Н.А. Тарабан // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 8. С. 8–12.
7. Чиркин В.Е. Постсоциалистическое государство XXI века / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. 2008. № 5. С. 16–17.

Остальные статьи