Дата публикации: 15.11.2023

Специфика регулирования и правового режима криптовалюты как отдельной категории имущественных прав должника — физического лица в процессе несостоятельности (банкротства)

Аннотация

Высокие технологии и цифровизация внесли существенные изменения не только в экономическую сферу, но и юридическую, так как возникли сложные правовые вопросы и коллизии, требующие вмешательства со стороны государства. На данный момент актуальными вопросами остаются правовая природа криптовалюты и цифровых финансовых активов, возможность отнесения их к объектам гражданских прав по смыслу ст. 128 Гражданского кодекса РФ, поиск местонахождения (размещения) криптовалюты, получение арбитражным управляющим доступа к криптокошельку в случае неисполнения должником судебного акта о передаче данных доступа к цифровым финансовым активам.




Банкротство должника — физического лица порождает множество вопросов правового характера, которые требуют государственного вмешательства, в том числе путем внесения изменений в соответствующие законодательные акты или издания новых. Ярким примером служат цифровые финансовые активы, к которым относятся криптовалюта и токен. До недавнего времени они использовались не только в качестве средства платежа, обладая быстротой и анонимностью перевода денежных средств в любую точку мира, но и в качестве «теневого актива», на который не распространялось действие закона. Соответственно, было невозможно обратить взыскание, что вело к созданию «лазейки» по сокрытию и выводу имущества гражданина из законного поля зрения.

Согласно ст. 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» «все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу». Это означает, что цифровые финансовые активы, в том числе криптовалюта, при банкротстве гражданина будут включаться финансовым управляющим в конкурсную массу должника. Данный механизм включения криптовалюты в конкурсную массу должника стал возможен в 2019 г. благодаря внесению изменений в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), устанавливающую объекты гражданских прав и относящую к ним цифровые права, и введению Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в действие.

Список литературы

1. Карелина С.А. Правовой режим криптовалюты и институт несостоятельности (банкротства): проблемы правовой регламентации / С.А. Карелина, И.В. Фролов // Право и цифровая экономика. 2019. № 4. С. 14–18.

Остальные статьи