Дата публикации: 15.11.2023

Трансформация договора возмездного оказания услуг в цифровой экономике

Аннотация

На основании изучения доктринальных источников и современных общественных отношений по оказанию услуг, а также бизнес-моделей крупнейших цифровых платформ автор отмечает трансформацию услуг как объекта правоотношений, а также отмечает изменение их субъектного состава и содержания. Указанное способствует теоретическому обоснованию квалификации отношений, складывающихся в цифровой среде, в качестве возмездного оказания услуг.




В современном мире наблюдается трансформация правоотношений, возникающих из договора возмездного оказания услуг. В эпоху цифровизации бизнес существует в глобальном масштабе. Это происходит за счет использования Интернета и новых цифровых технологий. Возникает проблема системной адаптации гражданско-правовых институтов к новым условиям. В частности, возникает вопрос о том, могут ли современные экономические отношения, складывающиеся на цифровых платформах, быть квалифицированы как договор возмездного оказания услуг? Например, допуск к цифровой инфраструктуре, облачные сервисы, предоставление доступа к цифровому контенту и т.д. Ответить на поставленный вопрос поможет анализ изменения основных элементов правоотношений по оказанию услуг в период цифровизации.

Во-первых, многие услуги становятся цифровыми, то есть их оказание невозможно без использования цифровых технологий. Это связано с трансформацией услуг как объекта правоотношений.

Классически оказание услуг происходит активными действиями исполнителя, а результаты оказания услуг (полезный эффект, который не имеет овеществленной формы) потребляется заказчиком по мере их оказания. Услуги эксклюзивны, поскольку неотделимы от конкретного исполнителя. Качество услуг сложно измерить. Эти теоретические позиции отражены, в частности, в работах М.И. Брагинского и В.В. Витрянского.

Список литературы

1. Брагинский М.И. Договорное право. В 5 книгах. Кн. 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Москва : Статут, 2002. 1036 с.
2. Василевская Л.Ю. Оказание электронных услуг онлайн-классифайдами: проблемы правовой регламентации / Л.Ю. Василевская, М.А. Рожкова // Хозяйство и право. 2020. № 11 (526). С. 41–51.
3. Ворникова Е.Д. Особенности встречного предоставления по договорам возмездного оказания услуг на цифровых платформах / Е.Д. Ворникова // Гражданское право. 2023. № 3. C 31–34.
4. Минбалеев А.В. Цифровые правоотношения: понятие, виды, структура, объекты / А.В. Минбалеев // Цифровое право : учебник для студентов юридических вузов и факультетов / А. Дюфло, Л.В. Андреева, В.В. Блажеев [и др.] ; под общей редакцией В.В. Блажеева, М.А.
5. Организация договорно-хозяйственных связей / Н.И. Клейн. Москва : Юридическая литература, 1976. 190 с.
6. Подузова Е.Б. Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса / Е.Б. Подузова // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 2. С. 55–60.

Остальные статьи