Дата публикации: 15.11.2023

Защита интересов потребителей при регулировании электронной торговли

Аннотация

Развитие цифровых технологий и электронных коммуникаций стимулирует активное использование гражданами-потребителями дистанционных форм взаимодействия с продавцами товаров. Количество договоров купли-продажи товаров, заключаемых потребителями посредством сети Интернет, возрастает с каждым годом. Это обстоятельство, а также появление на рынке новых участников правоотношений с потребителями, таких как владельцы агрегаторов информации о товарах, работах и услугах, стимулировало развитие законодательства о защите прав потребителей, закрепление в нем прав и обязанностей участников отношений купли-продажи товаров дистанционным способом и установление дополнительных гарантий прав потребителей. Вместе с тем в законодательстве сохраняется ряд проблем, которые порождают риски нарушения прав потребителей в электронной торговле. В статье анализируются проблемные аспекты защиты интересов потребителей в электронной торговле.




Электронная торговля и развитие законодательства в сфере защиты прав потребителей

Развитие цифровых технологий и электронных коммуникаций стало импульсом для все более активного использования дистанционных форм взаимодействия предпринимателей с гражданами-потребителями. На сегодняшний день весьма значительное число договоров купли-продажи товаров с участием потребителей заключается посредством сети Интернет. По данным Росстата, доля продаж через Интернет в общем обороте розничной торговли неуклонно растет и на 2022 г. составила более 6% в Российской Федерации, при этом в отдельных регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург) таковая превысила 10% от общего объема оборота розничной торговли. Таким образом, отношения в области электронной торговли (или электронной коммерции), то есть отношения, связанные с заключением и исполнением гражданско-правовых сделок по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) посредством сети Интернет, занимают существенное место среди гражданско-правовых с участием граждан и предпринимателей, а в юридической литературе растет интерес к правовому регулированию гражданско-правовых отношений в условиях цифровизации.

Список литературы

1. Агафонова Н.Н. Прекращение договора дистанционной продажи / Н.Н. Агафонова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 2. С. 60–62.
2. Белов В.А. Комментарий к проекту Директивы Европейского Союза «Об онлайн-посреднических платформах» (с переводом) / В.А. Белов. Москва : М-Логос, 2022. 68 с.
3. Защита прав потребителей: в поисках оптимальной модели : монография / П.Д. Багрянская, М.О. Дьяконова, П.П. Кабытов [и др.] ; ответственные редакторы С.А. Синицын, М.Л. Шелютто. Москва : Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2021. 266 с.
4. Краснова С.А. Гражданско-правовой статус операторов онлайн-платформ: неопределенное настоящее и возможное будущее / С.А. Краснова // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 2. № 2. С. 76–85.
5. Синицын С.А. Российское и зарубежное гражданское право в условиях роботизации и цифровизации: опыт междисциплинарного и отраслевого исследования : монография / С.А. Синицын. Москва : Инфотропик Медиа, 2020. 212 с.
6. Терещенко Л.К. Правовое регулирование электронной коммерции / Л.К. Терещенко // Юридический мир. 2001. № 10. С. 36–42.
7. Цифровая экономика: актуальные проблемы правового регулирования : научно-практическое пособие / под редакцией И.И. Кучерова, С.А. Синицына. Москва : Норма : ИЗиСП, 2022. 376 с.
8. Micklitz H.W. Internationalization of Consumer Law: a Game Changer / H.W. Micklitz, M. Durovic. Springer, 2017. 89 p.

Остальные статьи