Дата публикации: 14.11.2023

Анализ товарного рынка: методологические вопросы правового регулирования в условиях цифровизации экономики

Аннотация

Авторами анализируются методологические вопросы правового регулирования товарного рынка. В российском конкурентном праве всегда существовали правовые нормы, разделявшие применяемые методы анализа рынка и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках в зависимости от вида анализа по временному признаку (ретроспективный и перспективный), а также определены случаи для проведения каждого из них. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28 апреля 2010 г. № 220, позволил проводить анализ состояния конкуренции на соответствующем рынке, что необходимо, среди прочего, перед возбуждением дел по признакам нарушения запретов, связанных со злоупотреблением доминирующим положением, а также перед выдачей предупреждения в случаях, когда Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена такая возможность. Методы анализа рынка в настоящее время трактуются оппонентами антимонопольных органов достаточно избирательно, что в итоге приводит к спорным выводам арбитражных судов. Представляется, есть необходимость внесения изменений в порядок проведения анализа, в котором нужно четко разграничить применение различных методов в зависимости от целевой задачи анализа рынка и временного интервала его исследования (с учетом ретроспективы и перспективы), чем и занимается сейчас регулятор.




Последние несколько лет российское антимонопольное законодательство находится в условиях трансформации. Для экономического развития становится характерной непредсказуемость, изменяется структура общественных отношений, но в основе антимонопольного регулирования всегда были и остаются актуальными вопросы исследования товарного рынка и анализа состояния конкуренции.

Первостепенную важность и насущную актуальность экономического анализа в конкурентном праве подтверждают слова судьи Верховного Суда США Луи Брандейса: «Едва ли кто будет отрицать, что юрист, не изучающий экономику и социологию, с большой вероятностью может стать подлинным врагом общества».

Список литературы

1. Алешин Д.А. Экономический анализ в практике зарубежного антимонопольного регулирования : монография / Д.А. Алешин, И.В. Князева, А.Г. Сушкевич. Новосибирск : НГТУ, 2016. 246 с.
2. Чхутиашвили Л.В. Антиконкурентные соглашения: зарубежный опыт / Л.В. Чхутиашвили // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 1 (57). С. 200–206.
3. Gellhorn E. Antitrust Law and Economics in a Nutshell / E. Gellhorn, W. Kovacic, S. Calkins. St. Paul : Thompson West, 2004. 617 p.

Остальные статьи