Дата публикации: 06.12.2023

Организация социально-психологических тренингов по сплочению коллективов органов внутренних дел

Аннотация

В статье приводится организация социально-психологических тренингов по сплочению служебного коллектива, обзор результатов эмпирического исследования по сплочению коллектива органов внутренних дел. Социально-психологический тренинг, ориентированный на сплочение служебных коллективов, является эффективным средством развития коммуникативных способностей личности, совершенствования приемов самооценки и межличностной оценки в группе, а комплекс разработанных тренинговых процедур выступает эффективным средством формирования сплоченности группы в деятельности практического психолога. Результаты исследования показывают, что сплочение служебных коллективов возможно путем организации и проведения социально-психологических тренингов. Участие служебного коллектива в социально-психологическом тренинге по сплочению служебного коллектива приводит к повышению единства коллектива, командообразованию, формированию положительной атмосферы в межличностном общении, а также выработке слаженности действий коллектива и благоприятной тенденции в групповом взаимодействии. Применение в формирующем эксперименте социально-психологических тренингов позволяет формировать коллектив, способный качественно и эффективно решать групповые задачи, сокращать эмоциональную дистанцию между участниками тренинга, дает возможность открыто делиться своими эмоциями и чувствами с другими. Полученные данные необходимо учитывать психологам служебных организаций по проведению психологической работы с коллективами.




Сплоченность служебного коллектива — это сложное, многоаспектное социально-психологическое явление, детерминированное совместной деятельностью, выраженным единством группы, ценностных ориентаций членов группы, воплощаемое в их совместных практических действиях и в единстве целей групповой деятельности.

Социально-психологический тренинг, ориентированный на сплочение группы, выступает как особый вид социальной технологии, позволяющий регулировать процесс формирования групповой сплоченности, и представляет собой совокупность активных групповых методов формирования умений и навыков общения, самопознания и взаимодействия людей в группе, объединенных в особенную форму групповой деятельности, обладающей присущей ей правилами, ограничениями и возможностями.

Исследователи подчеркивают высокую эффективность социально-психологических тренингов в различных направлениях: повышение навыков общения, повышение групповой сплоченности, формирование навыков адаптивного поведения в конфликтных ситуациях, развитие социального интеллекта, личностных качеств, самосознания, саморазвития и т.п. Подобный вид деятельности часто используется психологами для коррекции девиантного поведения.

Список литературы

1. Макаров Ю.В. Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга / Ю.В. Макаров // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 72–83.
2. Vasyakin B.S. Socio-psychological training in modern health psycho-technological toolkit to improve stress tolerance in academic personnel / B.S. Vasyakin, M.S. Berezhnaya, E.L. Pozharskaya, O.A. Ovsyanik // Theory and Practice of Physical Culture. 2018.
3. Shageeva F.T. Socio-psychological competence of future engineers / F.T. Shageeva, N.V. Kraysman, I.M. Gorodetskaya, V.G. Ivanov // 2013 ASEE International Forum (Atlanta, Georgia, June 22, 2013). DOI: 10.18260/1-2--17265.
4. Salakhova V.B. Dynamics of the value-motivation sphere under the influence of socio-psychological correction in a person prone to deviant behavior / V.B. Salakhova, T.I. Shulga, M.A. Erofeeva [et al.] // Modern journal of language teaching methods. 2018.
5. Щербакова О.И. Социально-психологический тренинг как способ формирования профессионально важных качеств личности сотрудника органов внутренних дел / О.И. Щербакова, О.В. Свинобой // Инициативы XXI века. 2016. № 2. С. 45–47.
6. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Москва : Издательство Института Психотерапии, 2005. 490 с.
7. Ульянина О.А. Состояние и перспективные направления психологической практики в органах внутренних дел / О.А. Ульянина // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5. С. 77–84. DOI: 10.17759/pse.2017220509.
8. Сидоренков А.В. Социально-психологические характеристики и эффективность малых групп в организации : монография / А.В. Сидоренков, И.И. Сидоренкова, Н.Ю. Ульянова. Ростов-на-Дону : Мини Тайп, 2014. 248 с.
9. Нежкина Л.Ю. Сплочённость служебного коллектива сотрудников органов внутренних дел / Л.Ю. Нежкина // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : материалы XXIII Международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 24–25 мая 2018
10. Михайлова С.Ю. Применение тренинговых технологий командообразования для формирования благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива подразделений МВД / С.Ю. Михайлова, Д.Ш. Мирзахмедов // Актуальные проблемы психологии правоохрани
11. Махмутова Е.Н. Cоциально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетентности студентов-менеджеров / Е.Н. Махмутова, М.М. Андреева, Т.А. Дмитренко // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 91‒106.
12. Авдиенко Г.Ю. Роль психологического тренинга в сплочении воинского коллектива / Г.Ю. Авдиенко // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 1 (18). С. 33–38.
13. Кохановская И.А. Социально-психологический тренинг как активный метод практической психологии / И.А. Кохановская // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 2 (54). С. 237–240.
14. Коржова О.В. Социально-психологический тренинг как метод оптимизации социально-психологического климата в коллективе сотрудников специальных подразделений силовых структур / О.В. Коржова, Ю.А. Кренева // Инженерный вестник Дона. 2015. № 4 (38). С. 47.
15. Гусева Н.В. Тренинги сплоченности в процессе профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел / Н.В. Гусева // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 3. С. 192–194.
16. Возженикова О.С. Психологические проблемы развития управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел / О.С. Возженикова, А.С. Петрова // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1 (27). С. 140–146.
17. Вепренцова С.Ю. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на личностные и поведенческие характеристики людей / С.Ю. Вепренцова, Д.А. Донцов, М.В. Донцова, Е.О. Пятаков // Вестник практической психологии образования. 2013. Т. 10. № 2. С. 10–2
18. Вахнина В.В. Мотивационный социально-психологический тренинг как метод профессиональной подготовки руководителей органов внутренних дел / В.В. Вахнина, Д.А. Симон // Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебн
19. Вахнинa В.В. Профессиональная мотивация личности руководителя органов внутренних дел: проблемы и перспективы развития / В.В. Вахнина // Социально-психологические и педагогические детерминанты формирования и развития профессиональной мотивации курсантов и
20. Березина Т.Н. Коррекция негативных психических состояний студентов-психологов экстремального профиля посредством технологий виртуальной реальности / Т.Н. Березина, А.С. Перепечина, К.Э. Бузанов // Современное образование. 2020. № 4. С. 1–12. DOI: 10.25136
21. Березина Т.Н. Восстановление работоспособности посредством VR-технологий у лиц, совмещающих работу с учебой / Т.Н. Березина, А.Ю. Темирканова, Н.Л. Бортулева, Я.В. Свило // Современное образование. 2020. № 3. С. 11–20. DOI: 10.25136/2409-8736.2020.3.32834

Остальные статьи