Дата публикации: 06.12.2023

Анализ структуры и эффективности подготовки профессиональных футболистов в Российской Федерации

Аннотация

Подготовка профессиональных футболистов, способных выступать на самом высоком соревновательном уровне, является основной целью всех программ идентификации талантливости во всем мире. В последние десятилетия, учитывая все более возрастающую популярность футбола с сопутствующим возрастанием уровня конкуренции и глобализацией целого ряда социо-экономических факторов, ключевую роль в вопросе подготовки футболистов начало играть внедрение мер, направленных на максимальное увеличение эффективности национальных и клубных систем подготовки с учетом целого ряда параметров, напрямую не связанных со спортивной составляющей. В связи с этим представляется важной объективизация эффективности существующих программ подготовки профессиональных футболистов высокого уровня с использованием релевантных для элитного футбола показателей, в том числе количества футболистов, играющих в высших дивизионах ведущих европейских чемпионатов.




Футбол является самым популярным видом спорта в мире и активно развивается на всех континентах. Согласно данным из FIFA «Big Count 2006» во всем мире им занимается 265 млн человек и, по данным FIFA «Professional football report 2019», 128 983 делают это профессионально в составе 3903 клубов.

Подготовкой футболистов во всем мире занимаются футбольные школы, набор в которые начинается в возрасте 6–7 лет, а обучение длится до 17–18 лет. Например, только в России подобных школ разного уровня более 2200, из которых в 2023 г. двадцать, согласно классификации Российского футбольного союза, относятся к школам самого высокого уровня — «футбольным академиям» и «футбольным академиям высшей категории».

Основной задачей футбольных школ является первичный отбор и подготовка спортсменов для выступления в профессиональных футбольных клубах на взрослом уровне. При этом лучшие из них должны выступать в командах высших дивизионов своих стран и национальных сборных командах. В связи с этим оценка успешности деятельности ведущих футбольных академий может заключаться в количестве воспитанников, выступающих на профессиональном уровне. В отношении национальных систем подготовки наиболее логичными оценочными средствами эффективности их деятельности можно считать количество футболистов, выступающих в ведущих футбольных лигах и трансферную стоимость лучших из воспитанников.  

Список литературы

1. Doyle, J.R. The relative age effect in European elite soccer: A practical guide to Poisson regression modelling / J.R. Doyle, P.A. Bottomley // PLoS One. 2019. Vol. 14. Iss. 4. P. e0213988. DOI: 10.1371/journal.pone.0213988.
2. Lage, I.P. Injury patterns of professional footballers in the Spanish first division during the 2017–2018 seasons / I.P. Lage, I. Louzao, J.C. Argibay-González, A.G. Santiago // Physiology & Behavior. October 2020. Vol. 224. P. 113052. DOI: 10.1016/j.phys
3. Lago-Peñas, C. Player Migration and Soccer Performance / C. Lago-Peñas, S. Lago-Peñas, I. Lago // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Art. 616. P. 1–7.
4. Li, C. Comparison of Goal Scoring Patterns in «The Big Five» European Football Leagues / C. Li, Y. Zhao // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 11. Art. 619304.
5. Wand, T. Analysis of the Football Transfer Market Network / T. Wand // Journal of Statistical Physics. 2022. Vol. 187. Iss. 3. P. 1–12. DOI: 10.1007/s10955-022-02919-1.

Остальные статьи