К проблеме правовой квалификации договорных отношений, связанных с перевозкой порожнего вагона
Аннотация
В настоящее время отсутствует целостное научное представление о правовой квалификации правоотношений, возникающих из договора перевозки порожнего вагона. В статье предпринята попытка поставить проблемные вопросы, связанные с возможностью признания договора перевозки порожнего вагона в качестве самостоятельного договора, отличного от договора перевозки груза и от договора буксировки. Обосновывается, что объект перевозки может влиять на видовую классификацию договоров перевозки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 04/2023 |
Страницы | 25-28 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2023-4-25-28 |
Оценка общественных отношений по перевозке порожних грузовых вагонов нормами гражданского права в настоящее время является далеко не однозначной. Ни в теории гражданского права, ни в правоприменительной деятельности не сложилось единого мнения по поводу правовой природы складывающихся правоотношений между участниками перевозочного процесса в данном секторе транспортных услуг. Источники правового регулирования названных отношений носят фрагментарный разрозненный характер. Как справедливо отмечает М.А. Бажина, при замене одного нормативно-правового акта другим происходит формальная ревизия, лишенная содержательной трансформации. Автор приводит убедительный пример, когда в результате издания Приказа Минтрансом России меняется Приказ МПС РФ, где через запятую к слову «груз» добавляется словосочетание «порожние вагоны». Аналогичный прием, предпринятый законодателем, автор видит при сравнении ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» (далее — УЖТ).
Между тем неумелое управление порожними, т.е. пустыми, грузовыми вагонами может создать значительные трудности при обеспечении бесперебойной доставки грузов в требуемый пункт назначения. Скопление неиспользованных порожних вагонов на железнодорожных путях способно заметно снизить пропускную способность станций и участков, приводя к задержкам, снижению маневренности и увеличению издержек. Поэтому вопросы, связанные с ответственностью за простой порожних вагонов, в том числе на подъездных путях, часто являются предметом рассмотрения в рамках судебных дел. Нерачительное отношение владельцев порожних вагонов к управлению ими может вызвать задержку в погрузке и выгрузке. Поэтому в науке данным проблемам уделяется значительное внимание. На диссертационном уровне специалистами в области технических наук предлагаются новые методы организации порожних вагонопотоков8, рассматриваются и решаются задачи по выбору маршрутов возврата порожних вагонопотоков таким образом, чтобы общее время порожнего пробега вагонов было минимальным.