Дата публикации: 12.12.2023

Место совершения деяния в составах автотранспортных преступлений

Аннотация

Проблема определения места совершения деяния в составах автотранспортных преступлений по-прежнему остается одной из наиболее дискуссионных в тематике исследования нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Разночтения в доктрине уголовного права по данному вопросу подпитываются неопределенностью как самого законодателя, так и высшего судебного органа страны, который до сих пор не дал исчерпывающих разъяснений по квалификации виновно совершенных автотранспортных происшествий с тяжелыми последствиями, фиксируемых вне дорожного полотна и проезжей части. Исследование представляет собой попытку уточнения положений и формулировок, раскрывающих объективные и субъективные особенности установления места совершения автотранспортных преступлений, которая направлена на выработку единообразного подхода к интерпретации названного уголовно-правового запрета в теории и более квалифицированное его применение в правоприменительной практике.




Один из важных вопросов квалификации автотранспортных преступлений (ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ)) по признакам объективной стороны преступления — это вопрос об определении места нарушения требований автотранспортной безопасности и его уголовно-правовом значении. Имеется в виду проезжая часть или «дорога». Этот вопрос приобретает еще больший интерес на фоне того, что в двух разных редакциях п. 4 разъясняющего Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г.  № 25 названному признаку была дана различная уголовно-правовая оценка. Если в предыдущей его редакции преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по ст. 264 УК РФ не охватывало своим содержанием аварии, допущенные лицом, управляющим автотранспортным средством, вне дороги (такие случаи подлежали квалификации как общеуголовные преступления против личности, собственности и т.д., исходя из содержания вины и фактически причиненного ущерба), то в действующей редакции упомянутого Постановления положение об ответственности за ДТП «вне дороги» было упразднено.

Правда, и предыдущая позиция Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу вызывала существенный научный резонанс. Многие ученые считали логичным распространение действия ст. 264 УК РФ на все случаи автотранспортных происшествий вне зависимости от условий места их совершения, включая пространства и поверхности, специально не предназначенные для использования транспортных средств, такие как поле, бездорожье, покрытые льдом водные акватории и т.д.

Список литературы

1. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств : научно-практическое пособие / под редакцией Н.Г. Кадникова. Москва : Юриспруденция, 2011. 192 с.
2. Медведев Е.В. Транспортные преступления / Е.В. Медведев. Ульяновск : Ульяновский государственный университет, 2022. 468 с.
3. Пикуров Н.И. Отграничение состава дорожно-транспортного преступления от смежных составов преступлений / Н.И. Пикуров // Уголовное право. 2009. № 5. С. 61–66.

Остальные статьи