Хулиганские действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ)
Аннотация
Проблема транспортного хулиганства в России по-прежнему остается весьма актуальной. Несмотря на появление в отечественном уголовном законе двух норм, направленных на борьбу c этим опасным социальным явлением, общая картина состояния преступного проявления хулиганства в транспортной сфере не претерпела кардинальных улучшений. Существенную роль в низкой эффективности профилактики транспортного хулиганства играют разночтения в понимании социальной сущности и юридической природы преступления, предусмотренного ст. 267.1 УК РФ, в уголовно-правовой доктрине, а также неоднозначность толкования содержания его признаков в судебной и следственной практике. Исследование представляет собой попытку уточнения положений и формулировок, раскрывающих объективные и субъективные признаки автотранспортного хулиганства, которая направлена на выработку единообразного подхода к интерпретации названного уголовно-правового запрета в теории и более квалифицированное его применение в правоприменительной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 04/2023 |
Страницы | 14-17 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2023-4-14-17 |
Появление названного уголовно-правового запрета было обусловлено нарастающим негативным социальным эффектом от участившихся случаев проявления транспортного хулиганства или, как его еще называют в литературе, хулиганства на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. В частности, значительно участились случаи попыток ослепления лазерными лучами пилотов воздушных судов, заходящих на посадку или осуществляющих движение, блокирования объектов транспортной инфраструктуры и т.д.
В данной связи в начале 2017 г. Государственная Дума Российской Федерации активизировала работу по принятию законопроекта о противодействии транспортному хулиганству (который был внесен депутатами В.А. Васильевым, М.И. Гришанковым, А.П. Москалец, В.Н. Плигиным, С.Н. Шишкаревым еще 1 июля 2011 г.).