Концептуальные основы минимизации рисков безопасного использования беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса: правовой аспект
Аннотация
В статье представлены отдельные результаты исследования актуальных проблем визуализации, дифференциации и минимизации правовыми средствами рисков, связанных с допуском и последующей безопасной эксплуатацией беспилотных автомобилей как в экспериментальном, так и в общем режиме использования, полученные в процессе реализации научного проекта, поддержанного Российским научным фондом. Выводы и умозаключения, представленные в статье, озвучены в рамках доклада на Международном научном форуме «Транспорт будущего: вызовы для права». Научная статья подготовлена в целях доведения до сведения научной общественности и обсуждения результатов исследования правовых и организационных проблем обеспечения транспортной безопасности и безопасности на транспорте в целом, связанных с допуском и последующим использованием беспилотных автомобилей, в том числе — в условиях мегаполиса, решение которых, по мнению автора, возможно на основе осмысления возникающих при этом рисков. Сложность и необходимость исследования детерминирована на гносеологическом уровне сущностным изменением принципов и правовых основ системы обеспечения безопасности на транспорте, в праксиологическом аспекте — потребностью незамедлительной выработки новых подходов к организации дорожного движения, учитывающих появление на автомобильных дорогах беспилотных автомобилей. В статье, исходя из необходимости достижения поставленной автором исследовательской цели, заключающейся в подготовке предложений по совершенствованию системы правового регулирования в указанной сфере в принципиально новых условиях, решался ряд частных научных задач. В частности, с использованием инструментария историко-правового, компаративно-правового и системно-правового подходов проанализированы и осмыслены концептуальные основы применения риск-ориентированного подхода в интересах мониторинга, визуализации и выработки на основе правовых норм управленческих решений по минимизации угроз в условиях осуществления различных видов деятельности. Применение методики формально-догматического анализа норм российского законодательства, системное осмысление мнений ученых, исследовавших проблемы использования риск-ориентированного подхода в интересах минимизации угроз в процессе возникновения, изменения и прекращения общественных отношений в однородных и одновидовых отношениях, обусловлено необходимостью выявления принципов управления рисками безопасности дорожного движения, учитывающих появление на дорогах общего назначения беспилотных автомобилей. Полагаем, что сформулированные по результатам проведенного исследования принципы построения концептуальной модели управления рисками, связанными с появлением и все более широким использованием на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей, могут способствовать решению задачи по выработке упорядоченной и системно взаимосвязанной совокупности правовых мер, нацеленных на предупреждение нарушений порядка допуска к эксплуатации и использования беспилотных автомобилей, установление мер ответственности за нарушения в исследуемой сфере с использованием потенциала различных отраслей права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Транспортное право № 04/2023 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1812-3937-2023-4-2-7 |
Даже самый краткий, абрисный анализ современной научной литературы показывает, что сфера применения риск-ориентированного подхода весьма широка: от бизнес-процессов, финансовой деятельности государства (особенно — в условиях проектного и программно-целевого финансирования), менеджмента и государственного управления до противодействия коррупции и терроризму, предупреждения распространения инфекционных заболеваний и государственного контроля (надзора) и т.д.
При этом следует отметить, что при применении методик риск-ориентированного подхода в самых разных, представляющихся весьма далекими от темы настоящего исследования, отношениях, можно встретить весьма интересные и вполне применимые к мониторингу и управлению рисками, возникающими в процессе использования беспилотных автомобилей. Так, в модели TASP (Type, Activities, Sectors and Places), разработанной специалистами в области противодействия коррупции, предполагающей спецификацию коррупционного правонарушения, вида деятельности, сектора экономики и места, где было осуществлено деяние, успешно используемой для анализа коррупционных рисков как в иностранных государствах, так и в России, содержатся весьма применимые, по нашему мнению, в интересующих нас целях исследования, положения.