Дата публикации: 07.12.2023

Подготовка кадров в сфере интеллектуальной собственности на второй ступени высшего образования (опыт Белорусского государственного университета)

Аннотация

Цель. Современное состояние экономики и деятельность большинства организаций требуют кадров, обладающих знаниями и умениями в сфере интеллектуальной собственности. Подготовка таких кадров требует взвешенного системного подхода и учета результатов, полученных ранее в процессе совершенствования процесса обучения и повышения квалификации специалистов в данной области. Методология. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов познания — методов анализа, синтеза и диалектического метода. Результаты. Наиболее эффективной представляется многоступенчатая система подготовки специалистов в сфере интеллектуальной собственности. Так, в Белорусском государственном университете первоначально соответствующие знания студенты получают на первой ступени высшего образования в бакалавриате, затем они имеют возможность поступить в магистратуру, где преподается ряд дисциплин, при изучении которых магистранты могут осваивать более глубоко отдельные институты и темы авторского права, права промышленной собственности и т.д. В последующем специалистам, работающим в различных сферах соответствующего характера, рекомендуется повышать свою квалификацию на курсах, семинарах, иных образовательных мероприятиях по необходимой тематике. Дискуссия. Существуют различные мнения относительно образовательной траектории, которая позволяет готовить специалистов необходимого уровня для современного рынка труда. Предлагаемые образовательные программы, в том числе на уровне магистратуры, могут совершенствоваться.




В Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности до 2030 г., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2021 г. № 672, в качестве одной из задач, решение которых необходимо для достижения целей государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, названо повышение уровня правовой культуры и образованности в сфере интеллектуальной собственности, распространение новых знаний и информации о значимости данной сферы для социально-экономического развития республики. Достижению высокого уровня правовой культуры и образованности общества в сфере интеллектуальной собственности способствует проведение на системной основе мероприятий по повышению осведомленности общества посредством обучающих курсов, включения учебных дисциплин по соответствующим вопросам в учебные планы учреждений образований по специальностям, а также проведение информационно-просветительских мероприятий (круглых столов, рекламных акций, конкурсов и другого) (гл. 10 названной Стратегии).

По мнению Е.В. Королевой, наиболее полно понятие «кадровое обеспечение инновационной сферы» раскрывается в работе Н.М. Ивановой, С.С. Серебренникова и В.Ю. Фроловой. Это «механизм управления подготовкой трудовых ресурсов в соответствии с потребностями инновационных процессов и непрерывное совершенствование среды, условий, инструментов и персонала для повышения готовности к разработке и внедрению инноваций в регионах, отраслях, предприятиях, организациях». Обязательным элементом такого механизма будет являться образовательный процесс в рамках подготовки специалистов различных профилей, в том числе юридического. Как пишет в своей работе Е.В. Солодова, «главная особенность подготовки специалистов в сфере интеллектуальной собственности должна заключаться в получении системных знаний в области интеллектуальной собственности, стратегии ее правовой охраны и коммерческого использования». Системность достигается через многоступенчатую подготовку, когда на первой ступени получают базовое высшее образование, а затем осуществляются повышение квалификации и приобретение углубленных знаний и навыков в рамках магистерских программ. Следует согласиться с тем, что многоступенчатая подготовка более эффективна. Кроме того, как справедливо отмечает Е.В. Королева, «для организаций и предприятий актуальна опережающая подготовка кадров в сфере инноваций и интеллектуальной собственности», в этом случае формируется «система перспективного прогнозирования и планирования востребованных в будущем компетенций в сфере инноваций и интеллектуальной собственности».

Список литературы

1. Королева Е.В. Вопросы кадрового обеспечения сферы инноваций и интеллектуальной собственности / Е.В. Королева // Восточно-европейский научный журнал. 2021. № 12. С. 13–17. DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.1.76.198.
2. Иванова Н.М. Кадровое обеспечение инновационной деятельности в условиях цифровизации / Н.М. Иванова, С.С. Серебренников, В.Ю. Фролова // Инновации и инвестиции. 2020. № 9. С. 3–7.
3. Солодова Е.В. Организационные ресурсы управления интеллектуальной собственностью в экономических системах : диссертация кандидата экономических наук / Е.В. Солодова. Москва, 2002. 181 с.
4. Богданова Е.Л. Цифровая культура, навыки инновационного предпринимательства и управления интеллектуальной собственностью — компетенции будущего / Е.Л. Богданова, Г.М. Бровка, Т.Г. Максимова, А.С. Николаев // Инновации. 2019. № 10. С. 101–109. DOI: 10.2631
5. Левкин А.Ю. Специалисты и менеджеры интеллектуальной собственности: компетентностные модели и образовательные программы / А.Ю. Левкин, Л.П. Голубева, Д.Б. Шульгин // Инновации. 2013. № 3. С. 95–103.
6. Королев А.В. Институциализация интеллектуальной собственности в научно-технической сфере: современность и перспективы развития / А.В. Королев, А.Д. Любимова, Т.В. Лысенко, К.С. Нейгебауэр // Научный диалог. 2016. № 8. С. 172–187.
7. Бурланков С.П. Совершенствование системы подготовки кадров в условиях технологического перехода / С.П. Бурланков, И.Е. Ильина, В.М. Володин, В.В Лапочкина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Экономика. 2018. № 2. С
8. Лопатина Н.В. Формирование IP-культуры населения: концептуальные основания, опыт, актуальные задачи / Н.В. Лопатина, Ю.В. Рыбакова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 3. С. 122–133. DOI: 10.24412/1997-0803-202
9. Сальникова А.И. Роль и значение обучения студентов основам интеллектуальной собственности / А.И. Сальникова // Огарев-Online. 2014. № 6. С. 6.
10. Зенькович В.А. К вопросу об изучаемой учебной дисциплине «Основы управления интеллектуальной собственностью» в Белорусском государственном экономическом университете / В.А. Зенькович // Труды БГТУ. История, философия, филология. 2014. № 5 (169). С. 122–12

Остальные статьи