Дата публикации: 14.12.2023

Методология педагогической поддержки в образовании личности

Аннотация

Поставлена проблема образования личности сотрудника полиции в непрерывном образовании и определения методологического базиса для реализации в образовательном процессе задач обучения, воспитания и развития. В качестве методологической основы избран личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков), предполагающий в организации взаимодействия между субъектами образования следование принципам свободы самоопределения активности и ее педагогической поддержки. Целью настоящей публикации является анализ возможностей педагогической поддержки как методологического принципа проектирования личностно развивающих сред, позволяющего педагогическим субъектам фокусировать педагогические влияния не только на предметно-деятельностных характеристиках содержания образования, но и на развитии личностных функций обучающихся. Обозначенный подход позволяет реализовать идею опосредованного управления развитием личности сотрудника полиции, когда развитие, стимулируемое извне, становится саморазвитием. В результате исследования в концентрированном виде представляются педагогические условия, при соблюдении которых способность педагогического субъекта осуществлять поддержку как профессионально-личностная характеристика гуманистически направленной деятельности перерастает в принцип проектирования личностно развивающих образовательных сред. Практическая значимость исследования состоит в демонстрации возможностей личностно-ориентированного подхода в реализации задач развития личности сотрудника полиции в профессионально-служебных средах, отличающихся строгой иерархичностью отношений, доминирующей внешней детерминацией активности, избыточными ограничениями и высокой степенью ответственности за возможные профессиональные ошибки. При этом обеспечивается баланс интересов личности обучающегося в освоении содержания образования при поддержке инициативы и активности со стороны педагогического субъекта, ориентированного на предоставление широкого спектра возможностей обучающемуся для личностной самореализации в избранном виде деятельности. Научная значимость представленного материала состоит в представлении педагогической поддержки в качестве методологического принципа, позволяющего реализовать личностно-ориентированный подход в проектировании личностно-развивающих сред в системе непрерывного образования сотрудника полиции.




Вопрос образования личности в современной социокультурной реальности приобретает особое звучание. Для системы подготовки кадров для службы в органах внутренних дел личностные характеристики сотрудника всегда были включены в качестве критериев профессиональной состоятельности специалиста. Сегодня в масштабе страны личность полноправно рассматривается как возможность, задача и средство укрепления внутренних опор российского общества с целью достижения национальных целей развития. Запрос на образованную личность, как отмечает В.И. Слободчиков, многократно усилился с продолжающимся и нарастающим кризисом одного из основных институтов социализации человека — системы образования. Запрос на образованную личность обнажился в связи с нарастающими угрозами национальной безопасности страны и противодействием коллективному Западу в его стремлении подчинить своей воле народ России. Не миновали кризисные явления и систему МВД России, где сегодня по-прежнему не удается стабилизировать кадровую ситуацию. Но, говоря о проблемах комплектования и закрепления в служебных коллективах сотрудников, было бы ошибочно оперировать только категориями социальных гарантий, экономической привлекательности профессии полицейского, объема служебной нагрузки, повышенной ответственности сотрудников за возможные профессиональные ошибки. Такой вывод возможен исходя из анализа отношений, возникающих в коллективах сотрудников в процессе прохождения службы и при осуществлении профессиональных обязанностей. В частности, в документе отмечаются такие негативные явления, как равнодушие руководства к проблемам подчиненных, имеющиеся грубость и оскорбления, протекционизм в принятии кадровых решений, необоснованность наложения дисциплинарных взысканий. Нужно с огорчением признать, что подобная ситуация характерна и для системы образования в МВД России. За обобщенными статистическими данными прослеживается контекст сложившейся ситуации, речь идет о межличностных отношениях, об уважении руководителей подчиненными сотрудниками, об открытости, доверии и поддержке руководителями сотрудников, находящихся в подчинении, с которыми происходит каждодневная коммуникация и взаимодействие в решении служебных задач. Другими словами, речь идет не столько о профессиональной сфере, сколько о личностной. Профессиональная сфера выпукло высвечивает проблемы личностного плана, а значит, самое время сместить фокус внимания с профессионального аспекта службы на личностный.

Список литературы

1. Колесникова И.А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания) / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 1 (17). С. 22–32.
2. Колесникова И.А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 4 (8). С. 14–36.
3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Москва : Педагогика, 1973. 423 с.
4. Сенько Ю.В. Образование в гуманитарной перспективе / Ю.В. Сенько. Барнаул : АлтГУ, 2011. 365 с.
5. Сериков В.В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования / В.В. Сериков // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1 (1). С. 29–39.
6. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий / В.В. Сериков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8 (62). С. 14–20.
7. Слободчиков В.И. Гуманитарно-политический кризис отечественного образования / В.И. Слободчиков // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1 (41). С. 10–14.
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. / К.Д. Ушинский ; редколлегия: А.М. Еголин, Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский. Москва : АПН РСФСР, 1948. 656 с.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл ; общее редактирование Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. Москва : Прогресс, 1990. 366 с.

Остальные статьи