Дата публикации: 14.12.2023

Изучение осведомленности обучающихся об экстремизме

Аннотация

Цель. Постановка проблемы исследования осведомленности обучающихся об экстремизме, определение отношения: к экстремистским организациям, к действиям представителей экстремистских организаций. В связи с тем, что данная тема имеет юридическую и практическую значимость, она не до конца изучена юристами, социологами, педагогами и другими учеными. Методология: диалектический метод научного познания, общенаучные методы (анализ, синтез), а также социологический опрос. Выводы. Из проведенного исследования выделяются факторы, отражающие особенности отношения обучающихся к экстремизму: распространяется экстремизм этнического типа; макросоциальное окружение. Для противодействия экстремизму необходима хорошо продуманная и организованная воспитательная работа в образовательной системе. Научная и практическая значимость. Статья рассматривает причины образования криминогенного поведения обучающихся: выраженные конфликты со взрослыми, замкнутость в делинквентной группе, принятие новых норм взаимоотношений оказывают обратное влияние на черты характера, закрепляя их в реальном поведении. Как следствие, подростки включаются в криминальные и асоциальные сообщества, вступают на путь правонарушений, который ведет к экстремизму.




В настоящее время современное общество в сильной степени озадачено значительным распространением экстремистской и террористической активности в юношеской среде. Внутри сообществ отмечается страх, тревога, неуверенность в будущем, «формирование агрессивных радикальных молодежных субкультур, способствует геттоизации, социальной поляризации и дифференциации».

В юношеском возрасте у обучающихся снижается уровень ценностей предыдущих поколений, их моральные и духовные качества. Отсюда следует, что создание платформы для противодействия экстремистским организациям становится необходимым условием для оптимистичного будущего.

Приверженность и склонность группы или личности к крайним взглядам или действиям, отрицающим нормы общества, называется экстремизмом. Механизмы заражения и подражания имеют подчиненное значение: члены группы бессознательно присоединяются к групповой криминальной установке. Им присуще делинквентное поведение, объединяет эти группы «лидер», ранее отбывавший наказание за свое криминальное поведение. Эти организации бывают расистскими, националистическими, религиозными. Экстремистские взгляды прослеживаются в разных сферах молодежной культуры. Необходимо отметить, что «молодежь как социальная группа в большей степени подвержена деструктивному влиянию, у молодых людей легче формируются радикальные взгляды и убеждения».

Список литературы

1. Домрачева С.А. К вопросу о психолого-педагогической профилактике экстремизма в молодежной среде / С.А. Домрачева // Педагогический журнал. 2016. № 4. С. 15–25.
2. Исхакова Н.Р. Проблемы экстремизма в молодежной среде (социологический анализ на материалах исследований школ г. Набережные Челны РТ) / Н.Р. Исхакова, А.С. Нигмедзяновна // Сборник трудов молодых ученых УВО «Университет управления “ТИСБИ”» / под научной р
3. Кетов А.Р. Актуальные угрозы религиозного и этнического экстремизма в современной России / А.Р. Кетов, А.А. Седова // Молодой ученый. 2019. № 22 (260). С. 402–405.
4. Крюкова Т.Б. Исследование представлений молодежи о терроризме и экстремизме / Т.Б. Крюкова, С.Ю. Лисова // Образовательные науки и психология. 2019. № 1 (51). С. 12–17. EDN: DBTKNS.
5. Носырев А.Е. Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности в рамках законодательства Российской Федерации / А.Е. Носырев // Свобода и право : материалы LV Международной научной конференции (г. Кемерово, 18 ноября 2019 г.) :
6. Расторгуев С.В. Экстремизм в молодежной среде современной России: виды, факторы распространения, мягкие технологии профилактики / С. В. Расторгуев // Политическая наука. 2018. № 4. С. 124–145. DOI: 10.31249/poln/2018.04.07.
7. Тарабрина Н.В. Террористическая угроза: теоретико-эмпирическое исследование / Н.В. Тарабрина, Ю.В. Быховец. Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2015. 155 с.
8. Фоломеева А.В. Социальные представления молодежи о терроризме и террористах / А.В. Фоломеева // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 33. С. 8.

Остальные статьи