Изучение европейских практик мультикультурализма и правового плюрализма в юридическом образовании России
Аннотация
Цель. Проанализировать европейские практики мультикультурализма и юридического плюрализма в системе современного юридического образования, выявить их восприятие студенческой молодежью (на примере Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева). Методология: исследование подготовлено на основе комплекса методов, в числе которых формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой, социологический, с использованием источников европеистики (European studies), исследовательскую область которой составляет европейская интеграция, сопровождающие ее политико-правовые, социокультурные процессы, в том числе мультикультурализм и юридический плюрализм. Методологическим подходом выступает юридико-антропологический, способствующий выявлению особенностей реализации европейской политики по проблемам полиэтничности, религиозности, правоприменения. Выводы. Множественные аспекты политики мультикультурализма, включающие культуру, образование, религиозную жизнь, состояние иммиграции, правовой плюрализм, составляют предмет изучения различных учебных дисциплин по европеистике, преподаваемых в высших учебных заведениях России. Проблематика мультикультурализма поныне остается широко обсуждаемой, не имеющей однозначного восприятия с точки зрения как теоретико-методологических подходов, так и практики его реализации. Научная и практическая значимость. Опыт отдельных европейских практик может быть использован с точки зрения оценки перспективы их реализации в этнонациональной и этноконфессиональной политике Российской Федерации, выстраивания нового уровня межгосударственных отношений России и стран Европы, сохранения их исторических, научно-образовательных, социокультурных основ взаимодействия в меняющемся мире. Обретенные навыки межкультурного диалога, поиска множественных правовых источников способствуют выработке необходимых социально значимых компетенций юриста.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 12/2023 |
Страницы | 3-9 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2023-12-3-9 |
Несмотря на то, что на современном этапе международные отношения России и государств Европы серьезно ухудшены, членство России в ряде европейских организации прекращено, недружественность «коллективного Запада» в новейшей истории беспрецедентна и в целом вектор геополитического развития переориентирован с западных на восточные цивилизации, это не означает приостановки образовательных и исследовательских разработок в области европеистики, в том числе права, отдельных направлений политики и практики. В данной научной работе обращено внимание на феномены мультикультурализма и юридического плюрализма, представляющие научно-практический интерес не только для европейских государств, но и для России.
Мультикультурализм — теория, идеология, направление политики, нацеленное на сохранение каких-либо различий (инаковости) в том или ином государстве. «Ее (Европы. — Ю.С.) единство не нанесет ущерба ее многообразию, напротив! Это многообразие составляет ее богатство, ее вклад в цивилизацию, и оно окажет влияние на другие державы, даже на такую, как Америка», — подчеркивал разработчик европейской интеграции, государственный деятель Франции Ж. Монне. Мультикультурализм как важнейшее начало европеистики, охватывая различные области развития (культурные, образовательные, религиозные, миграционные, правовые и др.), представляет научно-практический интерес в рамках российского образовательного пространства, прежде всего юридического образования.