Лоббизм в законодательном процессе. Практика регулирования в зарубежных странах и Российской Федерации
Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы участия лоббистских организаций и частнопрактикующих лоббистов в парламентской деятельности зарубежных стран и Российской Федерации. Исследованы потенциальные угрозы лоббистской деятельности и проанализированы зарубежные способы ее правового регулирования. Дана оценка перспективам использования наиболее актуальных механизмов в условиях российской практики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 12/2023 |
Страницы | 63-67 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2023-12-63-67 |
На сегодняшний день ряд государств признает институт парламентского лоббизма необходимым, при этом не в полной мере прозрачным. С одной стороны, в гражданском обществе не вызывает сомнений то, что лоббирование, то есть общение с государственными должностными лицами, имеющее своей целью влияние на принятие общественно значимых решений, необходимо для надлежащего функционирования демократического государства. Как признал Британский комитет Нейла по стандартам общественной жизни, «демократическое право на внесение в государственные органы предложений и доступ к процессу нормотворчества имеет основополагающее значение для надлежащего ведения общественной жизни и разработки разумной государственной политики».
Анализ зарубежной практики парламентского лоббизма показывает, что специалисты выделяют три основные цели регулирования лоббирования. Во-первых, предотвращение коррупционного поведения лоббистов и государственных служащих. Во-вторых, поддержание политического равенства и обеспечение справедливого процесса формирования государственной политики, принятия законодательных актов путем повышения прозрачности раскрытия информации о лоббистской деятельности (что направлено на снижение случаев «тайного лоббирования» в корыстных интересах и риска «захвата» органов власти). Предупреждение коррупции и повышение прозрачности ведут к третьей основной цели — повышению качества законодательных актов, гарантируя, что правительственные решения принимаются с учетом экспертных позиций, а не с уклоном в сторону узких отраслевых интересов.