Дата публикации: 02.11.2023

Право на деловую репутацию как элемент правового статуса субъектов предпринимательской деятельности

Аннотация

В статье проведен анализ различных подходов к понятию «деловая репутация», моменту возникновения деловой репутации и права на его защиту. Определена авторская позиция по исследуемому вопросу.




В законодательстве нет формального определения понятия деловой репутации. Такие понятия, как честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация имеют больше социологическое и отчасти философское происхождение. Так, «честь» традиционно понимается как положительная оценка обществом личностных качеств и поведения человека. «Достоинство» понимается как положительная самооценка личности, а также уважительное отношение к лицу на основе морального равенства среди людей. Поэтому можно говорить, что изначально в истории человечества данные категории охватывались таким обобщающим понятием, как «личная репутация». В дальнейшей истории, с развитием торговли, произошло разделение понятий «личная репутация человека» и «деловая репутация», которую стали связывать с профессиональной деятельностью. Таким образом, такие категории, как честь и достоинство, являются смежными с деловой репутацией. Последняя касается сугубо деловой, профессиональной сферы деятельности субъектов.

Заслуживает внимания вывод Н.Н. Парыгиной, которая, проанализировав мнения ряда авторов, говорит, что понятие чести подразумевает восприятие лица окружающими положительно, то есть данное понятие не имеет отрицательной стороны. Отчасти подтверждением этому суждению служат такие часто употребляемые выражения, как «бесчестный поступок» или «бесчестный человек». Тогда как деловая репутация может быть не только положительной, но и отрицательной. Действительно, деловая репутация может складываться в том числе и на основе неверной информации. Поэтому она далеко не всегда отражает сущностные характеристики ее обладателя. Нельзя забывать и о том, что деловая репутация не статична и изменяется во времени.

Список литературы

1. Аюпов О.Ш. Защита деловой репутации юридического лица от диффамации в гражданском праве России : автореферат диссертации кандидата юридических наук / О.Ш. Аюпов. Томск, 2013. 24 с.
2. Гаврилов Е.В. К вопросу о моменте возникновения деловой репутации юридического лица / Е.В. Гаврилов // Актуальные проблемы права. 2020. № 7. С. 45–49.
3. Защита деловой репутации в случаях ее диффамации или неправомерного использования (в сфере коммерческих отношений) : научно-практическое пособие / А.М. Рожкова, М.Е. Глазкова, Д.В. Афанасьев, А.С. Ворожевич ; под общей редакцией М.А. Рожковой. Москва : Ст
4. Невзгодина Е.Л. Субъекты и момент возникновения права на защиту деловой репутации / Е.Л. Невзгодина, Н.Н. Парыгина // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. № 4 (53). С. 101–104.
5. Палеев Р.Н. Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности / Р.Н. Палеев // История государства и права. 2012. № 10. С. 32–35.
6. Парыгина Н.Н. Деловая репутация в системе нематериальных благ / Н.Н. Парыгина // Теория и практика общественного развития. 2017. № 1. С. 143–147.
7. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / ответственные редакторы Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма ; ИНФРА-М, 2020. 992 с.
8. Тарасевич К.А. История эволюции понятия «деловая репутация» / К.А. Тарасевич // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 1 (55). С. 95–102.

Остальные статьи