Дата публикации: 14.12.2023

Налоговые рулинги по законодательству Южно-Африканской Республики

Аннотация

Статья посвящена правовому регулированию налоговых рулингов в ЮАР. В исследовании раскрывается понятие, сущность и особенности функционирования системы налоговых рулингов в ЮАР. Предметом научного анализа являются правоотношения, возникающие при обращении налогоплательщиков за выдачей налоговых рулингов, издание налоговых рулингов или отказ в их издании, признание их недействительными и иные отношения, связанные с принятием, использованием или оспариванием налоговых рулингов. Практическая значимость заключается в предложении автором конструкции налогового рулинга для его имплементации в российское налоговое законодательство.




Привлечение инвестиций в страну является одной из важнейших задач экономики, что находит свое отражение в национальных стратегиях государства. Решение этих задач осуществляется, в том числе, путем применения всего комплекса налогового инструментария. Одним из таких налоговых инструментов является налоговый рулинг, который, в свою очередь, является практической реализацией принципов определенности налогообложения и защиты законных ожиданий налогоплательщика. Как справедливо отмечает А.Н. Козырин, предполагается точное установление границ должного, запрещенного и возможного поведения субъекта налогового права. С точки зрения автора, можно констатировать недостаточную разработанность института налогового рулинга в странах ЕАЭС. И в целях дальнейшего его совершенствования автор предлагает обратиться к опыту одной из стран, где идет эффективное применение налогового рулинга, а именно к ЮАР.

В 2004 г. Южноафриканская служба государственных доходов (далее — служба государственных доходов) опубликовала дискуссионный документ с предложением о введении системы заблаговременных налоговых постановлений, которая соответствовала бы передовой международной практике и достижениям юриспруденции. Как следствие этого, 2 октября 2006 г. в ЮАР была внедрена система налоговых рулингов. В соответствии с этой системой налогоплательщики могут официально запрашивать письменное официальное мнение уполномоченного должностного лица по вопросам толкования и применения Закона о подоходном налоге ЮАР № 58 от 1962 г. к конкретной предлагаемой сделке. На начальном этапе предусматривалось существование только двух видов налоговых рулингов: частного и публичного, однако со временем налоговые рулинги были дополнены корпоративным и НДС-рулингом. В зависимости от органа выдачи налоговых рулингов констатируется существование двух моделей системы налоговых рулингов, а именно там, где: 1) органом по выдаче налоговых рулингов является налоговый орган (США, Корея, Австралия, Канада, Италия, Франция, Польша и др.); 2) органом по выдаче налоговых рулингов является независимый административный орган (Швеция, Бельгия, Индия и др.). ЮАР пошла по более распространенной модели — служба государственных доходов (the South African Revenue Service (SARS)) была определена уполномоченным органом по выдаче налоговых рулингов в ЮАР.

Список литературы

1. Козырин А.Н. Налоговое право государств ЕАЭС : учебник для магистратуры / А.Н. Козырин. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. 388 с. DOI: 10.12737/1842504.
2. Prebble KC J. Advance Rulings Procedures / J. Prebble KC // Victoria University of Wellington Law Review. 1985. Vol. 15. P. 237–252.
3. Van Schalkwyk L. The discretionary powers of the Commissioner for the South African Revenue Services – Are they constitutional? / L. Van Schalkwyk // Meditari Accountancy Research. 2004. Vol. 2. P. 165–183.
4. Waerzeggers C.J. Introducing an Advance Tax Ruling (ATR) Regime / C.J. Waerzeggers, C. Hillier // Tax Law Technical Note. 2016. Vol. 1. Iss. 2. P. 1–12.

Остальные статьи