Обычаи международного права
Аннотация
В статье на основании анализа исторических прецедентов авторами рассматривается рациональность как критерий, позволяющий разграничить действия государств, обусловленные договорными нормами международного права, от действий, продиктованных международным обычаем. Обычная социальная норма как проявление рациональности не рождается и не умирает, будучи кодифицированной и обретя удобную для правоведов позитивную форму, она продолжает существовать и изменяться под воздействием общественных обстоятельств независимо от воплощения ее в позитивном праве или игнорировании им. Принцип pacta sunt servanda (с лат. — договоры должны соблюдаться) всегда будет ограничен принципом rebus sic stantibus (с лат. — о вещах, остающихся в том же положении) как обычной нормой проявления рациональности государства. Авторы полагают, что международное позитивное право и международный обычай (как проявление рациональности) всегда будут оставаться антагонистическими началами всех международных отношений и зерном будущих международных конфликтов. Право всеми может восприниматься как принуждение слабого сильным, а любой договор всегда будет нарушен, если выгоды от его нарушения превосходят возникающие издержки.
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 04/2023 |
Страницы | 47-53 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2023-4-47-53 |
Поиск обычаев в международном праве сводится к поиску критериев, позволяющих эффективно разделять действия государств, обусловленные обычаями, от действий, продиктованных соблюдением норм договоров.
Поскольку многочисленные определения обычая, например, определение И.И. Лукашука, что «обычай представляет собой сложившееся в международной практике неписаное правило поведения, за которым субъекты международного права признали юридическую обязательную силу», ничего не говорят о природе возникновения этого правила поведения и, более того, умалчивают, почему государства, признавая за этим правилом юридическую силу, не хотят его кодифицировать, закрепив в договоре, постольку мы вынуждены искать логику такого поведения государств.