Угроза экономической безопасности Российской Федерации как юридическая категория
Аннотация
В статье сформирован подход к правовой модели обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, основанной на придании юридического значения предельным (критическим) индикаторам состояния экономической системы, отклонение от которых образует угрозу экономической безопасности и является юридико-фактическим основанием принятия защитных правовых мер, направленных на преодоление деструктивных процессов в экономике. Обоснована необходимость нормативного закрепления индикаторов в федеральном законе, что позволит обеспечить предсказуемость правового регулирования и стабильность правоотношений в сфере экономики.
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 04/2023 |
Страницы | 21-26 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2023-4-21-26 |
Усиление внимания к проблемам экономической безопасности обусловлено рядом факторов как объективного, так и политико-правового характера. Наблюдаемое сегодня противостояние между Россией и недружественными странами представляет серьезную опасность для экономического развития государства и благополучия российских граждан, преодоление которой требует системных решений. Реализация комплексной политики обеспечения экономической безопасности есть важнейшая задача государства, что прямо отражено в ряде принятых Президентом РФ документов стратегического планирования.
Центральным элементом правового механизма обеспечения экономической безопасности является правовое понятие экономической безопасности. Непосредственного закрепления в законодательстве это понятие не имеет, при этом ст. 1 Федерального закона № 390-ФЗ от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» дает основание полагать ее частью более общего понятия — национальной безопасности; из смысла положений указанного закона выводится доктринальное понимание последней как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При таком подходе объекты национальной безопасности одновременно выступают и объектами экономической безопасности, а потому определение последней в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (далее — Стратегия экономической безопасности) через защищенность лишь национальной экономики от внешних и внутренних угроз видится результатом не вполне системного подхода. Отличие экономической безопасности от иных составляющих национальной безопасности — политической, общественной, военной и др. — проявляется не на уровне объектов, а в плоскости средств, ее обеспечивающих; для экономической безопасности содержание таковых определяется функционированием воспроизводственного и распределительного социальных механизмов на базе многообразия форм собственности и рыночных принципов.