Инвестиции в газовую отрасль России: приоритет импортозамещению и инновациям
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития газовой отрасли России в условиях санкционного давления. Поднимается вопрос о необходимости выделения газовой отрасли в самостоятельную, отдельную, отличную от нефтегазовой для ее более эффективного функционирования. Обосновывается возможность создания в России ряда новых комплексов отраслей в газовой сфере и занятия Россией позиции мирового лидера в этой области. Рекомендуется наилучшее соотношение государственного и частного финансирования развития отрасли и обосновывается цена инвестиционной ошибки, а также анализируются первоочередные направления для инвестирования с учетом импортозамещения, в том числе в сфере ИТ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 04/2023 |
Страницы | 10-20 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2023-4-10-20 |
В условиях санкционного давления, которому в последнее время подвергается Россия по условиям экспортных поставок, необходимо особенно тщательно проанализировать существующие возможности экспортных отраслей. В этой связи особый интерес представляет собой анализ ситуации с экспортом нефти и газа, поскольку доля их в экспорте около 50%, кроме того, значительное влияние этот сектор оказывает и на другие показатели экономической жизни Российской Федерации, составляя около 40% доходов федерального бюджета и около 50% ВВП страны (см. рис.).
Обоснование необходимости выделения газовой отрасли России из состава нефтегазовой в самостоятельную и независимую
Необходимо отметить, что промышленность эта начинала создаваться еще в царской России (разработки нефти на Каспии вели Нобели, Манташевы и другие крупные промышленники), что соответствовало началу второй (американской, получившей развитие в США, ставшими ее лидерами, а теперь находящейся на своем закате) или даже третьей (по П.Г. Щедровицкому, который ведет исчисление не с английской, а с более ранней и «незамеченной» голландской, поэтому считает американскую третьей по счету, но чтобы не сбивать принятую нумерацию, называет голландскую нулевой) промышленной революции , выразившейся в смене парового двигателя на двигатель внутреннего сгорания (ДВС), смене угля в качестве основного топлива на ископаемые углеводороды, стальных сплавов в качестве основного конструктивного материала на пластмассы и искусственно созданные материалы. Тогда, в конце 19-го — начале 20-го в. за лидерство в мировой промышленной революции, за то, чтобы возглавить ее и получить мировое экономическое господство как максимум или существенное влияние на мировую экономику как минимум, боролись Россия, Германия и США , но Россия и Германия выбыли из гонки после двух мировых войн (а в России — еще и революционных событий, приведших уже в 30-е гг. ХХ в. к необходимости осуществления догоняющей индустриализации страны), и лидерство осталось за США, что подробно описано в работах Н.Д. Кондратьева и наших современников С.Ю. Глазьева, П.Г. Щедровицкого и др., дающих теоретические обоснования происходящих процессов. При этом в СССР осуществлялась, по сути, уже вторая попытка догоняющей индустриализации (первую осуществлял еще Петр Первый после посещения современной ему Голландии, бывшей лидером текущей, нулевой промышленной революции, и Англии, где в этот период зарождалась первая промышленная революция, вошедшая в полную силу столетие спустя) освоения новых технологических укладов, в том числе выстраивалась нефтяная и газовая промышленность, промышленность синтетических материалов. В ту пору газовая отрасль была отделена от нефтяной и все данные по ней, а также управление и развитие осуществлялись отдельным министерством, которое позднее было преобразовано в Газпром.