Теория признания правовых состояний в международном частном праве
Аннотация
Новый метод признания правовых состояний является поистине флагманом современной теории международного частного права в Европе. Он заключается в том, что для целей действительности правоотношения с иностранным элементом применимое к нему право будет определяться не согласно коллизионной норме суда, а согласно иностранной коллизионной норме страны, имевшей отношение к данному правоотношению на этапе его возникновения и способствующей его действительности. Классический коллизионный метод вытесняется методом признания там, где есть опорные пункты для расширения сферы действия метода процедурного признания: там, где государство участвует в динамике правоотношения, способствуя возникновению обоснованного доверия участников гражданского оборота. Центральная сфера применения нового метода — правовой статус субъектов, требующий временной и пространственной преемственности. Успех нового метода основан на общественном запросе, вызванном интенсификацией мобильности населения, так как классический коллизионный метод этим новым реалиям жизни не всегда отвечает.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Международное публичное и частное право № 04/2023 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/1812-3910-2023-4-21-25 |
Метод процедурного признания, начавший стремительно развиваться после перехода во Франции в 1964 г. от теории проверки иностранного решения по существу к теории (ограниченного) контроля, в XXI в. начал захватывать новые рубежи.
В 2001 г., на рубеже веков, выходит совместная статья в то время ведущих немецких коллизионистов Эрика Джейма и Кристиана Колера со знаковым названием: «Принцип признания вместо международного частного права», посвященная новому европейскому регулированию, основанному на идее взаимного доверия стран — участниц Европейского союза.
По убеждению этих авторов, традиционный коллизионный метод международного частного права постепенно сдает позиции в пользу нового процедурного метода признания, уже тогда применявшегося не только к случаям признания иностранных судебных решений или приравниваемых к ним иностранных административных актов, но и к иным правовым состояниям.