Справедливость — принцип отправления правосудия. Часть вторая: справедливость в процедурах электронных автоматизированных порядков
Аннотация
Статья продолжает рассмотрение темы возможностей в использовании судами электронных процедур при разрешении дел. Ускоренные тенденции цифровизации отношений участников гражданского оборота позволяют обоснованно прогнозировать разновариантное использование многообразия возможностей онлайн-технологий при обращении в суд заинтересованного лица с требованием о восстановлении нарушенного права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 12/2023 |
Страницы | 7-9 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2023-12-7-9 |
Современный безбумажный электронный документооборот, образующие его сервисы и электронные документы, возникающие в подобных процедурах, сложно сочетаемы с ординарными формами процесса. Об электронных документах высказывается мнение, что, в отличие от письменных документов, электронные имеют настолько специфические признаки, что к письменным доказательствам отнесены быть не могут. Соответственно этому возникает специфика в исследовании доказательств такого рода. Электронные документы — основа работы в электронных процедурах. Тенденция развития электронного взаимодействия между властными органами, властными органами и участниками гражданских, публичных отношений, взаимодействие участниками гражданских отношений между собой дают право предположить, что электронные процессы не замедлятся и далее будут включать в свою орбиту новые области отношений. В связи с этим поставленная задача своевременного рассмотрения и разрешения гражданских (cт. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее — ГПК РФ), административных (ст. 3 Кодекса административного судопроизводства, далее — КАС РФ) дел, достаточности и эффективности действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела (ст. 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ), должна решаться с учетом развития онлайн-процессов взаимодействия между предполагаемыми участниками судопроизводства. Следует так продолжить организовывать процессы защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц, чтобы не возникло проблем в сочетании эффективности и справедливости и противоречий функционирующих процедур по рассмотрению дел с теми нуждами, для удовлетворения которых они предназначены, ведь «эффективность судопроизводства — это способность правосудия достигать цели и разрешать задачи, которые определены законом». Особенность европейского менталитета состоит в строгом следовании закону, за которым, каким бы он ни был, признается презумпция справедливости. Особенность русского менталитета выражается в русской поговорке: «Хоть бы все законы пропали, только бы люди правдой жили». Из этого факта можно сделать вывод о том, что в основе всех правовых доктрин лежит идея справедливости, но она имеет различия в нормативном закреплении и повседневной реализации.