Дата публикации: 08.11.2023

Концепция сервисной модели полиции Казахстана: опыт региональной апробации

Аннотация

В статье анализируется региональный опыт апробации внедрения сервисных элементов в деятельность полиции, а также готовности населения и самих полицейских к новому формату взаимоотношений. Автором рассмотрены результаты двух проектов, проведенных в городах Караганда, Астана, и основные направления третьего, реализуемого в городе Павлодаре. Целью проводимого эксперимента является трансформация полиции в основной орган, оказывающий гражданам правоохранительные услуги по обеспечению их личной и коллективной безопасности. При этом в ходе проекта в Астане вырабатывалась эффективная система управления внутренними полицейскими рабочими процессами в контексте клиенто- и проблемно ориентированного подхода. Карагандинский проект был направлен на выстраивание целостной системы профилактики правонарушений путем определения механизмов и форм вовлечения региональных органов госуправления и местного сообщества в процесс обеспечения общественной безопасности. Для апробации в г. Павлодаре выбрана гибкая модель управления ресурсами под условным названием «Участковая полиция». Освещен национальный опыт внедрения новых форм работы по оказанию услуг населению, который помог повысить уровень доверия к полиции. На основе анализа проводимой полицией ведомственной трансформации автором инициирован ряд предложений для усиления роли местного сообщества в области профилактики правонарушений, позволяющих поэтапно перейти к прямому участию граждан в определении приоритетов полиции и выработке показателей результативности.




Национальным планом развития Республики Казахстан до 2025 г. предусмотрено изменение акцентов от силовой модели работы полиции к сервисной модели взаимодействия правоохранительных органов с гражданами для построения безопасного и правового общества.

Очевидно, что в настоящее время, несмотря на принятые меры, деятельность национальной полиции в сфере правопорядка и качество взаимодействия с обществом не только не соответствуют стандартам сервисной модели, но и подвергаются критике со стороны населения.

Для того чтобы понять, почему так происходит и что нужно сделать для изменения ситуации, необходимо решить две ключевые задачи.

Первая касается создания эффективного механизма взаимодействия государства и общества в вопросах правопорядка и профилактики правонарушений, обеспечивающего вовлечение в эту работу широких слоев населения и бизнеса. 

Список литературы

1. Биекенов Н.А. Национальная полиция Казахстана: конституционно-правовые основы организации и деятельности : монография / Н.А. Биекенов. Бишкек, 2011. 430 с.
2. Биекенов Н.А. Сервисная функция полиции: некоторые аспекты зарубежного опыта / Н.А. Биекенов // Ғылым. 2020. № 1. С. 3–8.
3. Коммуникационные решения как способ повышения доверия к полиции: опыт Грузии / А. Кошкенова, И. Таблиашвили. Астана : Астанинский хаб государственной службы, 2019. 48 с.
4. Рекомендации по результатам аналитического исследования по теме: «Развитие человеческого капитала Республики Казахстан» / А.Б. Буранбаев, К.М. Жаиков, М.А. Кабдуалиева [и др.] ; общее руководство авторским коллективом А.О. Исекешев. Нур-Султан : Фонд Перв
5. Смышляев А.С. Сервисная модель работы административной полиции: современное состояние и перспективы развития : учебное пособие / А.С. Смышляев, Д. Калкаманулы. Костанай : Костанайская академия МВД РК имени Шракбека Кабылбаева, 2022. 127 с.
6. Федотова Е.С. К проблеме формирования образа полицейского в представлениях граждан РК / Е.С. Федотова // Endless Light in Science. 2020. № 2–1. С. 64–71.
7. Федотова Е.С. О результатах проведения онлайн-исследования образа полицейского и их использовании при проведении курсов повышения квалификации / Е.С. Федотова, Н.А. Сеногноева // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исслед

Остальные статьи