Концепция сервисной модели полиции Казахстана: опыт региональной апробации
Аннотация
В статье анализируется региональный опыт апробации внедрения сервисных элементов в деятельность полиции, а также готовности населения и самих полицейских к новому формату взаимоотношений. Автором рассмотрены результаты двух проектов, проведенных в городах Караганда, Астана, и основные направления третьего, реализуемого в городе Павлодаре. Целью проводимого эксперимента является трансформация полиции в основной орган, оказывающий гражданам правоохранительные услуги по обеспечению их личной и коллективной безопасности. При этом в ходе проекта в Астане вырабатывалась эффективная система управления внутренними полицейскими рабочими процессами в контексте клиенто- и проблемно ориентированного подхода. Карагандинский проект был направлен на выстраивание целостной системы профилактики правонарушений путем определения механизмов и форм вовлечения региональных органов госуправления и местного сообщества в процесс обеспечения общественной безопасности. Для апробации в г. Павлодаре выбрана гибкая модель управления ресурсами под условным названием «Участковая полиция». Освещен национальный опыт внедрения новых форм работы по оказанию услуг населению, который помог повысить уровень доверия к полиции. На основе анализа проводимой полицией ведомственной трансформации автором инициирован ряд предложений для усиления роли местного сообщества в области профилактики правонарушений, позволяющих поэтапно перейти к прямому участию граждан в определении приоритетов полиции и выработке показателей результативности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 04/2023 |
Страницы | 23-30 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2023-4-23-30 |
Национальным планом развития Республики Казахстан до 2025 г. предусмотрено изменение акцентов от силовой модели работы полиции к сервисной модели взаимодействия правоохранительных органов с гражданами для построения безопасного и правового общества.
Очевидно, что в настоящее время, несмотря на принятые меры, деятельность национальной полиции в сфере правопорядка и качество взаимодействия с обществом не только не соответствуют стандартам сервисной модели, но и подвергаются критике со стороны населения.
Для того чтобы понять, почему так происходит и что нужно сделать для изменения ситуации, необходимо решить две ключевые задачи.
Первая касается создания эффективного механизма взаимодействия государства и общества в вопросах правопорядка и профилактики правонарушений, обеспечивающего вовлечение в эту работу широких слоев населения и бизнеса.