Дата публикации: 29.11.2023

Игра как способ вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую деятельность

Аннотация

Основное внимание в работе посвящено проблеме распространения экстремизма в молодежной среде. На примере несовершеннолетних рассматривается игра как способ вовлечения их в подобную преступную деятельность в интернет-пространстве. Отмечаются особенности общения несовершеннолетних в виртуальном пространстве, которые могут быть использованы в процессе склонения и вовлечения в экстремистскую деятельность. Авторы демонстрируют, какие элементы игры как вида деятельности могут быть применены в склонении к экстремизму.




Противоречие современного мира заключается в том, что появляющиеся новые технологии одновременно несут в себе не только комфорт и удобство для человека, но и нередко содержат новые опасности для него. В настоящей работе мы обратим внимание на такой несовременный, но крайне актуальный феномен, как экстремизм. И, действительно, как отмечает С.А. Воронцов, феномен экстремизма уходит вглубь веков, ведь принципом «цель оправдывает средства» отдельные люди руководствовались достаточно давно с исторической точки зрения. И в качестве примера можно привести деятельность секты сикариев в Иудее, находящейся под властью Римской империи в I в. н.э. Члены секты боролись против представителей римской власти, а также с сотрудничающей с ними еврейской знатью. С течением времени данный феномен не оставался неизменным. Одновременно с развитием человечества он преображался с появлением каждого нового элемента научно-технического прогресса.

Относительно текущего состояния дел, согласно официально опубликованным данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за период с 2018 по 2022 г. (с января по ноябрь) отмечается рост экстремистских преступлений как количественно (рис. 1), так и в долевом выражении от общего количества зарегистрированных преступлений (рис. 2).

Список литературы

1. Маринкин Д.Н. Актуальные проблемы нормативного правового регулирования в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации / Д.Н. Маринкин, Я.Н. Бирюкова // Вестник Пермского государственного г
2. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. 2-е изд. Москва : ВЛАДОС, 1999. 360 с.
3. Чупров В.И. Экстремизм среди молодежи / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 1 (89). С. 146–166.
4. Тагильцева Ю.Р. Интернет-механизмы вовлечения в экстремистские сообщества / Ю.Р. Тагильцева, И.В. Воробьева, О.В. Кружкова [и др.] // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16. № 1. С. 189–218.
5. Суслов Ю.Е. Информационно-психологическое противодействие экстремизму в киберпространстве / Ю.Е. Суслов // Юридическая психология. 2022. № 4. С. 36–38. DOI: 10.18572/2071-1204-2022-4-36-38. EDN: JUXWNA.
6. Руденкин Д.В. Проблема уязвимости российской молодежи перед экстремистским контентом в Интернете / Д.В. Руденкин // Juvenis scientia, № 8, 2019, С. 17–21.
7. Руденкин Д.В. Как виртуальные социальные сети влияют на динамику политического протеста в обществе? / Д.В. Руденкин, А.И. Руденкина // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 3.
8. Руденкин Д.В. Интолерантность как ценностная установка российской молодежи: причины и следствия / Д.В. Руденкин // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2014. № 4 (29). С. 89–101.
9. Машлякевич А.Д. К вопросу о межличностных взаимоотношениях старших подростков / А.Д. Машлякевич, А.В. Семёнова // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 4. С. 77–83.
10. Воробьева И.В. Аксиологическая готовность молодежи к информационному воздействию интернета / И.В. Воробьева, О.В. Кружкова // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 85–91.
11. Кружкова О.В. Психологические аспекты вовлечения в экстремистские группировки молодежи в среде Интернет / О.В. Кружкова, И.В. Воробьева, Д.М. Никифорова // Образование и наука. 2016. № 10 (139). С. 66–90.
12. Красковский Я.Э. Особенности вовлечения подростков в игры смерти в сети Интернет: уголовно-правовой и криминологический аспекты / Я.Э. Красковский, А.И. Канунник // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 1 (49).
13. Кошетарова Л.Н. Флуктуации виртуальности: модели виртуальной реальности в контексте культурной динамики / Л.Н. Кошетарова, А.Ю. Лосинская // Ценности и смыслы. 2019. № 1. С. 62–77.
14. Ищук Я.Г. Тенденции цифрового терроризма и экстремизма в период пандемии COVID-19 / Я.Г. Ищук // Правовое государство: теория и практика. 2022. №. 2 (68). С. 71–82.
15. Диков А.В. Эволюция Интернета от начала до наших дней и далее / А.В. Диков // Школьные технологии. 2019. № 2. С. 3–8.
16. Гридчин М.М. Проблемы влияния информационных технологий на молодежь / М.М. Гридчин // Власть. 2007. № 9. С. 37–40.
17. Воронцов С.А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки / С.А. Воронцов // Философия права. 2007. № 4. С. 65–71.

Остальные статьи