К 95-летию событий, происходивших в Маньчжурии
Аннотация
В статье рассматривается история развития вооруженного конфликта с гоминьдановскими войсками на Китайско-Восточной железной дороге во второй половине 1929 г. Проанализированы его причины, движущие силы и состав вооруженных контингентов, участвовавших в нем. Показаны дипломатические усилия Советского Союза по недопущению военной конфронтации с китайскими милитаристами, а также стратегически и тактически грамотные действия командования, в том числе превентивного характера, по пресечению агрессивных действий в отношении нашей страны.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 06/2023 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2023-6-34-37 |
В следующем году исполняется 95 лет событиям на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), имевшим место во второй половине 1929 г. и закончившимся полным разгромом группировки войск китайских милитаристов. В советское время об этом конфликте практически не упоминали, хотя он был крупнейшим со времени окончания Гражданской войны и первым в череде пограничных конфликтов, возникавших на наших дальневосточных рубежах до начала Второй мировой войны. Он стал серьезной проверкой боеготовности Рабоче-крестьянской Красной армии, с честью ее выдержавшей и доказавшей способность отстаивать с оружием в руках интересы страны.
Некоторые авторы усматривают в этом конфликте чисто экономические причины, однако, как известно, концентрированным выражением экономики является политика, и одну из них без другой рассматривать практически невозможно.
Отдельные источники отмечают, что конфликт вокруг КВЖД был неизбежен, поскольку оправившийся после многолетней гражданской войны Китай стремился направить все усилия на восстановление территориальной целостности своей страны. Проходившая по китайской территории железная дорога, построенная по инициативе России в конце XIX — начале ХХ в., хотя и была формально совместным коммерческим предприятием двух стран, рассматривалась Китаем в лице лидера Гоминьдана маршала Чан Кайши как несомненная угроза для него — если не в настоящее время, то в обозримом будущем.