Изменение территориальной подсудности уголовных дел в условиях режима военного положения. Статья 2. Возможные варианты реализации гражданами права на законный суд и доступ к правосудию в условиях военного времени
Аннотация
В статье затрагиваются право на законный суд и право на доступ граждан к правосудию как составляющие права на судебную защиту. Рассматривается возможность изменения территориальной подсудности при действии особого правового режима военного положения. Анализируются практика Конституционного Суда РФ, исторический опыт, а также предлагается механизм принятия решения об изменении территориальной подсудности уголовных дел.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 06/2023 |
Страницы | 25-28 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2023-6-25-28 |
В настоящее время процессуальное законодательство (ч. 6–7.1 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ; далее — УПК РФ) предусматривает возможность передачи на рассмотрение военных судов некоторых дел о преступлениях, совершенных «гражданскими» лицами (т.е. не являющимися военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы). Тем не менее, представляется, чрезмерное расширение компетенции данных судов, в том числе в условиях военного положения, не является правильным решением. В этой связи выглядит несостоятельным и просто-напросто опасным предложение в диссертационном исследовании К.Н. Лужина о необходимости дополнения законодательства положением о возможности изменения территориальной подсудности при осуществлении правосудия на территории, на которой установлено чрезвычайное или военное положение, «посредством передачи дела из суда общей юрисдикции в военный суд по решению Президента РФ по представлению Верховного Суда РФ».
Если же рассматривать изменение территориальной подсудности уголовных дел, то Конституционный Суд РФ (КС РФ) в этом случае говорит о необходимости принятия соответствующего судебного акта при соблюдении указанных в процессуальном законе точных оснований невозможности рассмотрения дела надлежащим судом и допускает возможность изменения территориальной подсудности уголовного дела, например при сохранении влияния обвиняемого на деятельность государственных и общественных институтов, угрожающего отправлению объективного и беспристрастного правосудия.