Военная полиция Министерства обороны Российской Федерации как орган дознания. Проблемы нормативного регулирования процессуальной деятельности
Аннотация
В статье анализируются проблемы, связанные с реализацией органами военной полиции Министерства обороны РФ полномочий органа дознания; формулируются выводы о необоснованном их ограничении по сравнению с полномочиями других органов дознания, дублировании полномочий разных военных органов дознания и высказываются предложения, направленные на совершенствование правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности органов военной полиции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 06/2023 |
Страницы | 12-16 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2023-6-12-16 |
Статус органа дознания за военной полицией закреплен п. 3 ч. 2 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), п. 2 ст. 19 Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 25 марта 2015 г. № 161. Разобраться в вопросе о том, какие полномочия при этом получила военная полиция, поможет обращение к действующему законодательству. В пункте 8 ст. 5 УПК РФ органом дознания именуется государственный орган и должностное лицо, уполномоченное в соответствии с законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Дознание — форма предварительного расследования, которая применяется по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела с обвинительным актом прокурору. К другим полномочиям органа дознания, как это видно из ст. 38, 40.2, 41, 157 УПК РФ, относятся обязательное исполнение письменных поручений следователя и дознавателя по указанным в законе вопросам, а также производство неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно проводится следствие.