Дата публикации: 06.12.2023

Преступления в сфере государственного оборонного заказа и уголовно-правовая реакция на них в Китайской Народной Республике

Аннотация

Вопросы эффективного противодействия преступным посягательствам в сфере государственных закупок для нужд обеспечения национальной обороны являются приоритетными как для отечественных, так и для иностранных законодателей и правоприменителей. В Китае на протяжении всей его истории коррупция была и остается настоящим тормозом развития производительных сил, замедляя развитие экономики и порождая социальное расслоение. На рубеже ХХ и ХХI веков Китай начал беспрецедентно жесткую кампанию по искоренению коррупции в государственном аппарате и всех отраслях экономики страны, продолжается она и поныне. Особое внимание уделяется искоренению коррупции в вооруженных силах ввиду все увеличивающегося объема их финансирования для модернизации вооружения и поддержания боеспособности. Какие же инструменты использует Китай для борьбы с данным видом преступности? Насколько они успешны? Способны ли они стать решающим превентивным фактором для искоренения коррупции в вооруженных силах? Исследование правовых инструментов, касающихся вопроса охраны отношений в сфере закупок для нужд обороны в Китае, явилось основной задачей, которую поставил автор при написании статьи.




Система государственных закупок, предназначенных для нужд обороны, развития военно-промышленного комплекса, является важнейшим элементом поддержания внутренней и внешней безопасности и стабильности практически всех государств в современном мире. Крупнейшими по численности (почти 2 млн человек) и одними из наиболее боеспособных являются Вооруженные силы Китайской Народной Республики (далее — КНР), включающие в себя: Народно-освободительную армию Китая, Народную вооруженную полицию и вооруженное ополчение (милицию). Модернизация и оснащение современными техническими средствами и вооружением, впрочем, как и постоянное обеспечение всем необходимым такой значительной силы, безусловно, требуют колоссальных финансовых вложений. Не зря военный бюджет КНР является одним из крупнейших, уступая только военному бюджету Соединенных Штатов Америки, при этом расходы на него ежегодно растут на 5–7% и по состоянию на 2023 г. составляют более 220 млрд долл. США.

Статья 37 Закона КНР «О национальной обороне» гласит о том, что государство осуществляет единое руководство и плановый контроль над исследованиями и производством в области национальной обороны, подчеркивает роль рынка и способствует справедливой конкуренции в области исследований и производства национальной обороны и военных закупок. Основополагающим принципом закупок для нужд национальной обороны в КНР является исключительная поддержка отечественных (китайских) производителей и поставщиков, оказание содействия их инновационным разработкам в области вооружений.

Список литературы

1. Тавровский Ю.В. Си Цзиньпин : новая эпоха / Ю.В. Тавровский. Москва : Э, 2018. 382 с.
2. Трощинский П.В. Борьба с преступностью в Китае: нормативно-правовой аспект / П.В. Трощинский // Журнал российского права. 2015. № 8 (224). С. 47–58.
3. Трощинский П.В. Основные направления борьбы с преступностью в современном Китае / П.В. Трощинский // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 2. С. 99–111.
4. Трощинский П.В. Основные этапы формирования правовой системы Китайской Народной Республики / П.В. Трощинский // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 4 (35). С. 69–79.

Остальные статьи