Роль органов правосудия при обеспечении гарантий безопасности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и заключенных под стражу
Аннотация
Статья посвящена общетеоретическим проблемам гарантирования безопасности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и заключенных под стражу, при осуществлении правосудия. В этом аспекте суд рассматривается как арбитр в уголовно-правовом конфликте при осуществлении правоохранительной и правозащитной функции органами государственной власти. Данные обстоятельства предполагают гарантирование законности заключения под стражу и вынесения правосудного решения, а также всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дел о преступлениях, совершенных в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, применения к ним мер безопасности в ходе судебного разбирательства. Особенность реализации государственно-правового принуждения судом состоит в трансформации правового положения подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ходе судопроизводства, ограничении репрессивности государственно-правового принуждения в интересах реализации разнообразных прав и законных интересов участников уголовного процесса. Делается вывод, что роль органов правосудия при обеспечении гарантий безопасности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и заключенных под стражу, состоит в учете интересов всего общества и государства в процессе уголовного преследования, достижении социального консенсуса и социальной реабилитации лиц, совершивших преступление.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 12/2023 |
Страницы | 29-33 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2023-12-29-33 |
Состояние защищенности охраняемых и защищаемых прав и свобод личности составляет основное содержание уголовно-правовой безопасности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и заключенных под стражу. Особое значение в рассматриваемом аспекте приобретает деятельность органов государственной власти в сфере применения мер принуждения к лицам, совершившим преступление. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) и ч. 2 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) суд назначает наказание и меру пресечения в виде заключения под стражу. Как верно подмечено А.В. Наумовым, в борьбе с преступностью именно в руки суда вложено «главное оружие (меч, “ядерная кнопка”) — наказание». С момента разрешения судом вопроса о необходимости государственно-правового принуждения начинается формализация меры пресечения или наказания путем вынесения решения публичной властью, которое может быть обжаловано, а вступив в силу, требует реализации в установленном законом порядке.