Применение принципа добросовестности при оценке сделок в рамках банкротства
Аннотация
В рамках данной статьи рассматриваются особенности применения принципа добросовестности в судебных спорах, связанных с банкротством. Гражданско-правовой принцип добросовестности является одним из общих принципов российского гражданского права: он носит общий характер, может применяться в разнообразных категориях судебных споров, а сама правовая категория добросовестности носит оценочный характер и может служить оценке поведения сторон гражданских правоотношений в различных сделках. Споры, связанные с банкротством, обладают существенной спецификой; в связи с этим осуществляется исследование особенностей применения принципа добросовестности в сфере банкротства. В ходе работы исследуются научные работы и анализируется судебная практика по выбранной тематике, обозначаются характерные закономерности и делаются выводы о признаках, указывающих на недобросовестность лиц, осуществлявших действия от имени лиц, в отношении которых осуществляется процедура банкротства, или непосредственно находящихся в процессе банкротства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 12/2023 |
Страницы | 15-19 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2023-12-15-19 |
Гражданско-правовой принцип добросовестности направлен на предотвращение злоупотребления правом, недопущение использования правовых норм и институтов в обход закона и/или в ущерб правам и законным интересам других лиц. Добросовестность, кроме того, можно рассматривать как оценочную категорию, которая позволяет правоприменителю оценивать действия лиц, исходя из конкретного дела и конкретной ситуации, ставшей предметом спора, а также намерений и мотивов конкретных участников гражданского оборота.
А.В. Татарников указывает на то, что принцип добросовестности связан с принципом свободы договора. Как понятие, обусловленное наличием в гражданском праве принципа свободы договора, понятие добросовестности способствует упорядочиванию гражданских правоотношений, предотвращению неограниченной свободы и вседозволенности. Также, по выражению С. Рейнхольда, добросовестность является одним из общих правил. Во всяком случае, подобная трактовка, не сильно распространенная в российской правовой доктрине, представляется весьма актуальной для нее ввиду общего характера гражданско-правового принципа добросовестности, его применимости к самым разнообразным видам сделок. Также законодатель включил добросовестность в ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее —ГК РФ), в число общих начал гражданского законодательства. Нормы статьи 10 ГК РФ также могут применяться при регулировании самых разнообразных гражданских правоотношений.