Дата публикации: 29.11.2023

Административно-дискреционный порядок определения необходимости предварительного согласования совершения иностранными инвесторами сделок

Аннотация

В статье детально раскрывается сложная (с точки зрения субъектного состава, набора совершаемых действий, степени дискреционности и пр.) административная процедура по определению необходимости предварительного согласования совершения иностранным инвестором сделки, осуществляемая в соответствии с п. 5–12 ст. 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; повышенное внимание уделяется не получившей достойного рассмотрения в законе конструкции приостановления совершения сделки.




В русле общей тенденции усиления контроля в сфере иностранных инвестиций Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон № 160-ФЗ) еще в 2017 г. был дополнен положением об экстраполяции нормируемого другим актом — Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон № 57-ФЗ) — режима предварительного согласования сделок, совершаемых иностранными инвесторами в отношении хозяйственных обществ (далее — ХО), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, на сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении любых российских ХО (причем без введения каких-либо рестриктивных указаний в отношении природы, предмета и иных характеристик сделок) и необходимость санкционирования которых обусловливается «ситуативным» принятием соответствующего решения председателем Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — ПК). В ходе недавно состоявшегося обновления Закона № 160-ФЗ (в результате принятия Федерального закона от 29 декабря 2022 г. № 620-ФЗ) порядок определения такой необходимости получил довольно детальное раскрытие на уровне закона (при этом были восприняты многие идеи и положения, касающиеся данной процедуры, получившие прежде отражение в Положении о Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 июля 2008 г. № 510 (далее — Постановление № 510)).  

Список литературы

1. Акимова И.В. Новеллы в сфере контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики / И.В. Акимова, К.Б. Симакова // Российское конкурентное право и экономика. 2019. № 3. С. 30–35.
2. Давыдов К.В. Административные акты и административные процедуры: соотношение и взаимодействие / К.В. Давыдов // Административное право и процесс. 2020. № 2. С. 43–47.
3. Лих Л.И. Проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ / Л.И. Лих // Человек. Социум. Общество. 2022. № S15. С. 69–76.
4. Шерстобоев О.Н. Дискреционные административные акты: проблемы определения и судебного контроля / О.Н. Шерстобоев // Журнал российского права. 2022. № 6. С. 78–90.

Остальные статьи